ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 НЕ ВЫРУБИШЬ! 
Словесность с областной судьбой. Обозрение-2006
что случилось с литературой в прошлом году?
Литературные итоги-2006 подведены. Практически все обозреватели (включая и автора этих строк) объявили только что минувший год не столько неурожайным в ряду урожайных (или наоборот), сколько, сразу же по своем завершении, начисто и бесследно выпавшим из истории отечественной словесности. Разумеется, каждый из обозревателей отметил отдельные удачи, причем каждый -- свои, -- но погоды они, даже взятые вместе (что само по себе -- недопустимая натяжка), не делают. С литературой что-то происходит - и явно что-то дурное. Она все меньше походит сама на себя. Все меньше походит не на литературу прошлого, а на литературу per se.

Да ведь и впрямь, если две главные премии -- самая престижная и самая денежная -- присуждены не за роман, а за биографию (даже не беллетризованную), причем за одну и ту же; если Букеровская премия досталась куратору премии "Дебют", а "серебро" "Большой книги" -- председателю Букеровского жюри, если даже "платоническую" премию Андрея Белого отдали ее, этой самой премии, главному спонсору и фаундрайзеру. Если разве что не провалились новые книги "живых классиков" Пелевина и Сорокина и на этом фоне властителем беловоротничковых дум стал некто Минаев с "антигламурным" романом "Духless", тогда как рекордный стартовый тираж выпал на долю плодовитого, как целый крольчатник, Акунина и многодетной певицы Валерии.
Если "лица из ящика" чуть ли не всем скопом перекочевали на книжные обложки, а другие книги, за редчайшими исключениями, выпускаются разве что не в убыток, но при этом все дорожают и дорожают (как, впрочем, и все остальное тоже); если влачат выморочное существование "толстяки" и мало-помалу выдавливают из глянцевых журналов литературную критику (заменяя ее обзорами новых видеоигр и рейтингами старой попсы), -- то о чем тут говорить? Обозревателю остается развести руками, что я, собственно говоря, и делаю.
Один из самых оптимистических слоганов "гайдарономики" звучал так: "Падение темпов роста инфляции". Инфляция увеличивалась -- и это было скверно. Возрастал ее темп -- и это было еще хуже. Но вот темпы роста замедлялись -- и нам предлагалось уповать на то, что они когда-нибудь окажутся нулевым, после чего начнут снижаться темпы инфляции, а затем мало-помалу сойдет на нет и она сама. Но этого, как известно, не произошло до сих пор. Аналогичная картина наблюдается и в отечественной словесности.
В отечественной -- безусловно; но как обстоят дела в масштабах второй (она же культурная) столицы нашей страны? Каковы литературные итоги-2006 в нашем городе?
То же самое, что и повсюду, только еще зауряднее, еще провинциальнее, еще безнадежнее? Да, конечно, но с этого момента давайте поговорим поконкретнее.
Писательская жизнь: ее не было. Два с грехом пополам объединившихся союза писателей ждут обещанного В. И. Матвиенко особнячка, который -- как коммунизм в советские годы -- неизменно остается на горизонте. А горизонт -- это невидимая линия, которая, по мере приближения к ней, становится все дальше и дальше.
Графоманы без претензий собираются в Центре современной литературы, графоманы с претензиями -- в "Звезде" и в Музее-квартире Ахматовой, графоманы с поэтическими амбициями -- в маленьких безымянных кафе (хаживали по понедельникам в "Платформу", но ее закрыли), "петербургские фундаменталисты" -- по-прежнему в "Борее". "Фундаменталисты" пьют водку, а зачем (и, главное, во имя чего) собираются остальные, мне не ведомо.
Издательская жизнь в городе традиционна: "Азбука" продвигает пермяка Алексея Иванова, "Амфора" широко и неоднозначно экспериментирует по всему фронту, "Астрель" рвет подметки у них обеих; далее -- по алфавиту.
Три лучшие книги года вышли, однако же, в нашем городе: "Зверинец Верхнего Мира" умершего прошлым летом самарца Андрея Темникова ("Лимбус"), роман жительницы Вильнюса Лены Элтанг "Побег куманики" ("Амфора") и двухтомник стихотворений нашего покойного земляка Леонида Аронзона ("Иван Лимбах").
Самые популярные петербургские прозаики этот год пропустили (в титульном качестве прозаиков). Правда, Сергей Носов выпустил полутом прекрасных пьес ("Лимбус"); Павел Крусанов составил несколько антологий (про пьянство; про музыкантов с художниками; и отдельно -- "Петербургские повести-2"; в "Амфоре", сам приняв участие лишь в одной из них), Илья Стогофф написал документальную книгу "Грешники" и ведет интересный авторский проект с ежемесячным выпуском тематических книг все в той же "Амфоре".
Пропустил год и самый непопулярный прозаик нашего города Александр Мелихов. А его предыдущий роман -- "Красный Сион" (вышедший год назад в "Лимбусе") -- нынче "разъяснила", как Шариков -- сову, Людмила Улицкая, выпустив (в Москве) "Даниэла Штайна, переводчика". Объясняю для непосвященных: впавший в глубокий иудаизм Стивен Спилберг ищет, не удовлетворившись одним только "Списком Шиндлера", прочувствованный сценарий "на еврейскую тему". Или считается, что ищет. Но слух об этом спросе, рождает предложение -- что от Мелихова, что от Улицкой. Дело за Спилбергом.
Книгу воспоминаний "Горящий рукав" напечатал в "Звезде" Валерий Попов. Название объясняется так: маленькому Попову предложили в детстве закурить. Маленький, но жадный Попов, не в силах отказаться от халявы, взял раскуренную сигарету -- и тут же подпалил себе рукав. Да что там подпалил -- рукав заполыхал синим пламенем. Вот и всю жизнь так...
Минувший год обернулся беспрерывным бенефисом для Татьяны Москвиной, новые книги которой выходили чуть ли не через месяц то в "Амфоре", то в "Лимбусе" (а статьи -- и в "Азбуке"). Правда, где-то с июня в опасную для конкурентки погоню пустилась наша полуземлячка Авдотья (Дуня) Смирнова со сборником киносценариев и книгой эссе и рецензий (в "Амфоре") и с тремя прелестными рассказами в дебютировавшем в 2006 году альманахе "Литературные кубики". Этот альманах (в котором, кстати, печаталась и Москвина), вкупе с начатой выпуском "Библиотекой кинодраматурга" (где вышли и сценарии Смирновой), я бы назвал в терминах гайдарономики обнадеживающими симптомами: замедление темпов роста падения.
Года три назад я познакомился с юной поэтессой Ольгой Хохловой, а нынче прочел ее подборку в "Новом мире". Хорошенькая...
Иных поэтических потрясений не было. Так пока и не вышел, в частности, сборник сокровенной лирики Евгения Мякишева.
Петербургская жанровая литература: Антон Чижъ! "Божественный яд"! И персональная этажерка Андрея Константинова в ново-старом (открылся уже и старо-новый) "Доме книги" -- бери не хочу!
О петербургской политической публицистике: произнесите имя Даниила Коцюбинского, повторите его трижды, -- и ровно столько же раз сплюньте через левое плечо, чтобы суверенная демократия с областной судьбой не сгинела.
Критика питерская (и неполитическая публицистика) -- вся в "Городе". И чуть-чуть -- в "Сеансе" и "На Невском". Плюс Михаил Трофименков и Никита Елисеев, как сказал бы Саша Черный, -- на отлете. Плюс молодые на подхвате.
А вообще-то, как справедливо заметила в одном из эссе (сразу после дефолта) Дуня Смирнова: "Ресторанные критики! Возвращайтесь к преподавательской работе".
Совершенно с нею согласен (что со мною бывает не часто), причем в самом широком смысле слова.
| Виктор Топоров |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003