ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ПАРАЛЛЕЛИ 
Уроки еврейского
чему культурная Россия может научиться у культурного Израиля
Министерство иностранных дел Израиля решило учинить ребрендинг своего государства. Не в том смысле, конечно, что теперь оно будет называться, допустим, Зион, а премьером его станет Нео. Нет, просто креативные мидовцы вознамерились продемонстрировать, что их страна -- не только страна терактов и прочих опасностей, но еще -- прибежище и производитель разнообразно цветущей культуры.

Для каковой цели на Землю обетованную был снаряжен небольшой десант из журналистов и критиков обеих российских столиц. Пять дней с утра до ночи вкушали мы всевозможную израильскую культуру, которой и впрямь оказалось столько, что в какой-то момент хотелось чуть ли не вскричать: "Горшочек, не вари!" Однако думаю, неправильно было бы потратить деньги заграничных налогоплательщиков лишь на то, чтобы мы поглазели, ладно за морем иль худо. В традициях Петербурга -- учиться у иноземцев. Поэтому попробую рассказать про те части программы, в которых, как мне кажется, есть для нас урок.


Безоткатное производство

Государство в Израиле финансирует искусство -- тем его вмешательство в творческую сферу и ограничивается. В каждом виде искусства существует общественная комиссия, которая рассматривает заявки и рекомендует Минкульту, на что и сколько дать денег. Эта система дележа грантов была введена 8 -- 9 лет назад и доказала свою эффективность. Как уверяет режиссер-документалист Борис Мафцир, работавший в таких комиссиях, система абсолютно прозрачна. Например, Фонд документального кино имеет право дать один грант в год одной продюсерской фирме, независимо от того, сколько заявок и какого качества она подала. Поэтому слить все деньги какой-нибудь дружественной членам комиссии структуре невозможно, и, таким образом, например, Эльдару Рязанову в Израиле не удалось бы год за годом опустошать госкинобюджет, снимая нечто уже вовсе невообразимое. Если вдруг появятся лишние средства, прибавка следует всем, кто получает госдотации.
Все финансовые операции контролируют специально тренированные аудиторы -- так что, как говорит Мафцир, вообще в Израиле, взятки, конечно, были и есть, но именно в сфере культуры откаты в любой форме невозможны.

Музеи для уха и музеи для глаза

В музее мы, как известно, смотрим. Если нам про то, что мы видим, еще и расскажут что-то интересненькое, такой рассказ дополнит визуальное впечатление, но не заменит его. То есть вычти слова -- останется картинка. Впрочем, современное искусство -- как раз искусство объяснять: чем длиннее и кудрявее лапша, навешанная вам на уши куратором, тем круче искусство. В этом смысле в Израиль -- огромный проект contemporary art. Скажем, во Флоренции или в Петербурге вы и без экскурсовода зрите всю неописуемую красоту. В Израиле перед вами -- довольно скудный пейзаж, и если не сообщить, что на этом камне сиживал Моисей или Христос, сам по себе камень вряд ли вас поразит. Поэтому там весьма развита профессия гидов-заклинателей, которые любой рассказ пересыпают эпитетами "изумительный", "прекрасный", "потрясающий" и т.д. Хотя в самом деле изумительно, как правило, лишь то, как туманной завесой слов удается преобразить ничто в нечто.
В иерусалимском Музее Израиля -- главном музее страны -- нас долго лечили трепетным рассказом про древние кумранские рукописи: мол, на этих ветхих невзрачных кусочках кожи, найденных в пещерах близ Мертвого моря, -- слова пророков. Хорошо, а если б на самом деле там было написано: "Исаак должен две меры масла" -- для трепета не станет решительно никаких оснований. Но на вид рукописи были бы совершенно одинаковыми!
Притом в Музее Израиля -- богатейшие коллекции мексиканского и африканского искусства. Превосходный отдел Древней Греции. Убедительное собрание импрессионистов, одного только Сезанна несколько дивных работ. Отличный Пикассо. И Ван Донген. И Дюшан. И т.д... Но нас ведут в отдел иудаики -- глазеть на манекены в этнографических костюмах и интерьеры синагог, вывезенные из разных стран исхода.
А в Тель-Авивском музее искусств -- тоже импрессионисты и Пикассо, но перед нами козыряют еврейским художником Готлибом...
Это, безусловно, распространенный и в России провинциальный музейный (и не только) комплекс. Предметом гордости может быть лишь объективная художественная ценность представленного -- а она интернациональна, принадлежит миру, и Пикассо с Сезанном прекрасны не потому, что они испанец и француз, а потому -- что прекрасны. Искусствоведческий шовинизм не симпатичней любого другого, и в этом смысле Эрмитаж лучше Русского музея, поскольку свободен от постоянного стремления доказать, что Россия -- родина слонов.
Зато в Тель-Авивском же музее Эрец Исраэль все цветы цветут, как в поле, бестолково и свободно, не делясь на главные патриотические ромашки и менее престижные пришлые васильки, так что глазу есть чем поживиться и чему порадоваться. Оставив в покое уши.

Танцуют все!

Свою оперу Израиль имеет, но ей не славится. В области балета он также не только не впереди планеты всей, но даже не в середине списка. Зато по современному танцу Израиль -- одна из главных стран. Почему именно contemporary dance так расцвел на сухой каменистой ближневосточной земле?
По двум причинам. Первая -- так природа захотела. Как захотела она, чтобы итальянцы пели, а латиноамериканцы играли в футбол.
Вторая -- в Израиле 60 соответствующих баз в средних школах, где занимаются ученики 10 -- 12-го классов, финансируют все это министерства образования и культуры (а провоцируют -- два телешоу типа "Танцев со звездами"). И 40 более-менее профессиональных данс-компаний. И целый специальный Центр Сюзанн Деллаль в Тель-Авиве -- комплекс отлично оборудованных зданий, несколько залов и репетиционных помещений. Там базируется известная израильская труппа "Бат-Шева" со своей студией. Раз в году в центре проводится фестиваль (он же рынок) International Exposure, на котором четыре дня с утра до вечера израильские танцевальные компании демонстрируют свои последние достижения коллегам, продюсерам, директорам всевозможных фестов.
Немудрено, что из такого жирного чернозема растут шедевры. Например, "Ekodoom", который Рами Беэр поставил в труппе Kibbuts Contemporary Dance Company. Выучка у всех акробатическая, витальность такая, что воздух дымится! Кто не верит -- сможет проверить: компания собирается к нам на гастроли.
У нас же современного танца во всей огромной России толком и нету -- пара приличных трупп, остальные -- жалкие самодеятельные графоманские потуги. Почему? И в спорте, и в музыке, и в рисовании, и вообще везде -- пирамида. В основании -- система детских школ, где из многих обычных учеников выделяются способные, потом таланты, потом гении. Это всё прописные истины, однако опыт Израиля наглядно показывает, что если что-то целенаправленно развивать, вкладывать деньги и прилагать организационные усилия -- оно и разовьется. А сами по себе растут только сорняки.

Пианист без скрипки

Расхожая и бородатая израильская шутка: если из самолета выходит человек без скрипки, это пианист. С 89-го по 2005-й в Израиль приехали 70 тысяч деятелей всяческих искусств. Что евреи танцуют не только 7.40, для кого-то, может быть, окажется сюрпризом, но вот что они играют на музыкальных инструментах, знают все. На вершине этой пирамиды -- Израильский филармонический оркестр.
Оркестр -- кооператив. Его члены -- как бы акционеры, но акций нет. Самоуправление. Каждые два года 107 оркестрантов выбирают из своих рядов совет, а тот -- дирекцию. Директора, отправляя руководящие функции, продолжают играть, и хотя конфликты между дирекцией и советом случаются, понятно, что разрешить их проще на одном профессиональном языке, нежели если бы директор был прислан из обкома или с завода.
Государственные дотации оркестру -- 40% бюджета, около 10 -- из американских и израильских фондов, остальное -- от продажи билетов. Поэтому приходится согласовывать репертуар со вкусами публики. Которая все равно покупает только 22 тысячи абонементов против 33 тысяч прежде (прежде-то абонементы в семьях вообще передавались по наследству). Тем не менее все небезнадежно. Есть целая просветительская программа борьбы за новое поколение слушателей: музыканты разбиваются на ансамбли и играют в школах фрагменты произведений, которые оркестр скоро будет исполнять. А по пятницам утром для пожилых людей дают общедоступные концерты: старики пьют кофе, читают газеты, общаются, потом следует недлинная музыкальная программа. А вечером четверга, наоборот, залучают молодежь на "Концерты в джинсах": какой-нибудь популярный актер или телеведущий рассказывает про исполняемые произведения, в зале полумрак, после концерта -- пивко и дискотека. И эти концерты продаются лучше всего.
Поучительно: когда высокое искусство вооружается лозунгом "Ничего страшного, корона с головы не упадет", оно вполне способно наладить коммуникацию даже с не слишком подготовленным потребителем, не становясь при этом попсой.

За столом никто у нас не лишний

Считается, что Израиль повторяет путь Североамериканских соединенных штатов, ставших плавильным котлом для понаехавших отовсюду совершенно разных людей, которые в конце концов образовали единую историческую общность -- народ USA. Но в Израиле никакого плавильного котла не получилось. Один из ведущих израильских социологов Элиэзер Фельдман делит культуру Эрец Исраэль на четыре сектора: "общий" ивритоговорящий Израиль, для которого работают основные культурные институции и СМИ; русскоязычная субкультура -- это из 6,6-миллионного населения страны больше миллиона, 17%; ортодоксально религиозные евреи; израильские арабы. Последние ударяют в основном по фольклорным песням-пляскам, ортодоксы законсервировались в образе жизни XVIII века и буквально средневековых культурных обычаях, русскоязычные же -- тоже консервы, только начала 1990-х, когда была самая большая алия, то есть поток репатриантов из бывшего Сов. С.
Консервы порядком просрочены -- например, в Израиле продолжают гастролировать и собирать залы всякие российские эстрадные экс-звезды типа Титомира, про которых у нас все думали, что они давно уж померли от передоза или СПИДа. Но это, скорее, социокультурный курьез, а вот что до собственно культуры -- нам довелось увидеть спектакль "Момик" драматического театра "Гешер". Его организовали в 91-м наши бывшие актеры под предводительством режиссера Евгения Арье. Театр добился выдающихся зрительских успехов и, как следствие, господдержки, залы, говорят, полны, гастроли текут, дело процветает.
Этот "Момик" оказался тезаурусом замшелой советской театральной эстетики 70 -- 80-х. Однако тысячеместный зал и вправду почти полон, принимают хорошо. А вот и ладно. Потому что в Израиле -- во всяком случае, в культуре -- благодаря той самой несплавленности общества осуществился-таки принцип цветущей сложности. Кто что хочет видеть и слышать -- да преуспеет в этом, и нет деления на правильное и неправильное, узаконенное, признанное -- и маргинальное, "актуальное" и нет, и т.д.
Осуществился он прежде всего благодаря либерализму отношений искусства и денег. Страна создана меценатами, их помнят и чтят, называют их именами улицы и, разумеется, дают послабления. "Официальное" искусство -- получающее поддержку от государства -- это сотни организаций. Госдотации -- 30 -- 40%, совсем немного -- реклама, субаренда, остальное -- спонсоры. Эту структуру ввели в 80-е годы, и частью программы была передача всего имущества, включая недвижимое, от государства -- учреждениям культуры в бессрочное пользование. Притом можно не бояться превращения театра в бордель: во-первых, попечительский совет такого не допустит, а во-вторых, существует так называемый регистратор товариществ, куда любой интересующийся может обратиться за любой коммерческой информацией -- кто владелец, кто арендатор, кто сколько и кому платит.
Предлагаемая у нас ведомством Германа Грефа реформа сферы культуры, которая вызвала у деятелях оной культуры протест столь сильный, что они дошли до Путина и ее тормознули, -- так вот, эта реформа, по сути, скопирована с Израиля. Протест понятен: кто же согласится объяснять, почему Лужков любимым живописцам прижизненные музеи отваливает или почему у нас в академическом театре обувной магазин?
| Дмитрий Циликин |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003