ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
 ТАК ЖЕ В РУБРИКЕ:
Бей своих, чтобы чужие боялись
Тренерам, возглавляющим российские футбольные клубы, и так нелегко. С каждым годом сжимается лимит на ...
Далее
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 СПОРТ 
Распорядитель танцев
что профессиональный хореограф может сделать из профессиональных фигуристов
К соревнованиям профессиональных фигуристов готовят не только тренеры, но и хореографы. Один из лучших российских хореографов Татьяна Дручинина еще недавно работала с олимпийскими чемпионами Турина Татьяной Навкой и Романом Костомаровым, которые в прошлом году покинули любительский спорт. Другая подопечная Дручининой швейцарка Сара Мейер на только что закончившемся в Варшаве чемпионате Европы впервые в своей карьере выиграла "серебро". О роли хореографа в успехах и неуспехах фигуристов Татьяна Дручинина рассказала корреспонденту "Города".


Первой была Москвина

Татьяна Дручинина в юности занималась художественной гимнастикой. И в 1987 году стала чемпионкой мира. Но травма заставила ее досрочно завершить карьеру. Впрочем, окончательно со спортом Дручинина не рассталась. Может, потому, что вышла замуж за фигуриста Артура Дмитриева, который в 1990-х годах дважды становился олимпийским чемпионом в парном катании.
-- Понятно, что вы попали в фигурное катание во многом благодаря супругу?
-- Не совсем так. Конечно, еще когда Дмитриев катался в паре с Натальей Мишкутенок, а потом и Оксаной Казаковой, я была немного вовлечена в процесс. Давала советы, чтобы ребята улучшали программы, пыталась помочь. Причем в какой-то момент до того перетрудилась с критикой, что Артур в сердцах даже бросил: "Ты ненавидишь фигурное катание!" Хотя это, конечно, не так.
А уже окончательно меня завлекла в мир фигурного катания Тамара Москвина. В конце 1990-х она уехала в Америку и готовила к Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Елену Бережную с Антоном Сихарулидзе. В один из дней Тамара Николаевна позвонила мне и спросила: "Таня, ты бы не хотела помочь мне в работе с учениками?" Так я стала заниматься с учениками Москвиной, а потом начала помогать Александру Жулину (тренер Навки и Костомарова. -- Прим. авт.), который тоже жил в США, и другим тренерам и фигуристам. Например, работала с американскими одиночницами Сашей Коэн и Сарой Хьюз.
-- Но Москвина вернулась в Россию, а вы почему-то остались в США.
-- Я осталась в Америке, потому что должна была довести до Олимпиады в Турине Навку с Костомаровым.
-- В случае с Коэн и Хьюз получается, что вы растили конкурентов Ирине Слуцкой?
-- Если бы меня пригласили, то с удовольствием бы помогла самой Слуцкой. Однако... Я обожаю российских фигуристов, но кто откажется от работы с такими интересными и талантливыми спортсменами, как Коэн и Хьюз? Рудольф Нуриев как-то сказал: "Мой дом там, где балет".
-- Свои профессиональные навыки вы получили, занимаясь художественной гимнастикой, -- этого достаточно для хореографа?
-- Для хореографа знание балета обязательно. Человек может не выучить точных терминов, не знать, как называется то или иное движение, но он должен понимать, что делает. Мне в жизни несказанно повезло, когда после завершения спортивной карьеры я оказалась в Театре спорта. В основе шоу была художественная гимнастика, но, готовя номера, мы занимались именно балетом. Ну а затем я попала в студию Леонида Якобсона и полностью погрузилась в балет.
-- Собирались выйти на большую сцену?
-- Собиралась, пока не попала в автомобильную аварию и не получила тяжелейшие повреждения ноги. После того несчастного случая о балетной карьере пришлось забыть.

Из амеб в чемпионы

-- В чем все-таки заключается работа хореографа? Ведь программы фигуристам ставят тренеры.
-- Верно. Основные идеи принадлежат наставникам. Вместе с фигуристами они придумывают сценарий, насыщают программы элементами. Но потом эти программы надо "чистить", "доводить", чем, собственно, я уже и занимаюсь. То есть добиваюсь того, чтобы жесты спортсменов были по-настоящему выразительны, а выступления эмоциональными. Обычно мы сначала занимаемся хореографией в зале, а потом уже переносим все это на лед. Самое сложное сделать программу живой, чтобы в ней были чувства, страсть. Когда мы с Татьяной Навкой готовили олимпийскую "Кармен", то часами стояли перед зеркалом и отрабатывали движения. Подбирали, например, какое-нибудь звонкое слово, чтобы Таня произносила его, и на лице появлялось необходимое выражение -- ненависть или любовь. Кроме того, я помогаю спортсменам с растяжкой. В связи с новыми правилами фигурного катания и, соответственно, новыми требованиями ребята должны быть очень гибкими.
-- Есть некий набор движений, из которых вы выбираете, что подходит тому или иному фигуристу?
-- Никаких стандартов не существует. Иногда совершенно случайно понимаешь, что для полноты картины партнер в какой-то момент должен бросить короткий взгляд на партнершу. Или подчеркнуть какую-то эмоцию взмахом руки.
-- Чего фигуристам ни при каких обстоятельствах нельзя делать на льду?
-- Можно делать все, что укладывается в рамки тех требований, которые диктуют правила соревнований. В принципе движения могут быть любыми, если они подходят для танца. Но очень важно, чтобы тебя понимали зрители. Можно придумать что-то невероятно красивое, но совершенно непонятное для зрителей, и тогда вся работа пройдет впустую. Высший класс -- это, когда фигуристы оставляют в душе зрителя след. Я очень не люблю, когда спортсмены выполняют на льду одни только элементы, даже если хорошо их выполняют. Это все равно, что прийти на балет и уйти со спектакля пустым.
-- Как появилась идея программы "Кармен" у Навки и Костомарова, с которой они стали олимпийскими чемпионами?
-- Еще за три года до Игр в Турине Александр Жулин решил, что на Олимпиаде ребята станут танцевать под эту музыку. Можно сказать, это была его мечта. Естественно, многое смущало, в частности, то, что под эту мелодию уже каталось немало пар. Но Жулин пошел на риск. Правда, мы решили уйти от трагичных образов и создать торжественную "Кармен". Практически после каждой тренировки по 45 минут мы с ребятами ставили правильные движения. Я не давала ребятам уроки классического балета, а отрабатывала только те движения, которые нужны для программы. Помню, несколько лет назад, когда Татьяна с Романом только встали в пару, люди называли их амебами на льду и считали, что ничего толкового из них не выйдет. Однако прошло время, и посмотрите, как здорово они раскрылись. Для меня Навка с Костомаровым, безусловно, особенные ученики.

Семейные отношения

-- На работе хореографа сказываются личные отношения между партнерами или тренером? Вот Жулин -- супруг Навки. Это создавало дополнительные сложности?
-- Лично для меня это значения не имеет. Но у самих ребят, конечно, возникали определенные сложности. Костомаров иногда чувствовал, что Таня с Александром, скажем так, заодно. И чтобы находить необходимый баланс, Жулину постоянно приходилось доказывать Роме, что к обоим спортсменам у него ровное отношение.
-- Когда вы смотрите, как выступают соперники фигуристов, с которыми вы работаете, желаете им упасть или совершить какую-нибудь ошибку?
-- Зла соперникам своих учеников я никогда не желаю. Когда смотрю за их выступлениями, не надеюсь на падение или ошибку. По-моему, это тебе же может аукнуться. В случае с Навкой и Костомаровым я была уверена, что они станут чемпионами. Их главным конкурентам американцам Танид Белбин -- Бенжамин Агосто, на мой взгляд, все-таки не хватало мастерства, чтобы победить.
-- Как оплачивается труд хореографа?
-- Каждый случай индивидуален, и назвать конкретных цифр я не готова. С кем-то ты заключаешь долгосрочный контракт и получаешь заранее обговоренную сумму. Иногда хореографа приглашают только для того, чтобы помочь в постановке отдельно взятой программы, и тогда выплачивается единовременный гонорар. Причем у каждого свои расценки.
-- Сегодня вы снова работаете с Москвиной?
-- Да. Мой сын Артур, когда мы жили в Америке, начал заниматься фигурным катанием, тренировался у Жулина. А после Олимпиады Жулин вернулся в Россию, потому что Навка работает преимущественно здесь. В результате, чтобы Артур продолжал кататься, я решила отдать его в группу Алексея и Татьяны Мишиных. И когда прилетела в Петербург, вновь раздался звонок Москвиной, которая предложила мне заниматься с ее учениками. Сейчас я помогаю многим молодым ребятам, а также паре Юка Кавагучи -- Александр Смирнов. Кроме того, помогаю нескольким танцевальным дуэтам и одиночнице Саре Мейер. Со швейцаркой я сотрудничаю уже на протяжении четырех лет, встречаемся обычно летом во время предсезонных сборов. Я, как могу, стараюсь вытащить из них всех талант и помочь перенести его на лед.
| Александр Лукьянов |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003