ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ТВ-РЕЙТИНГ 
Наше все
зачем Пушкин нужен отечественному ТВ
На теленеделе было два главных героя, они же национальные герои России: Путин и Пушкин.

Всю неделю показывали путешествия В. В. Путина. То в Саудовской Аравии он смотрел на боевых верблюдов и ворковал перед телекамерами с томным дядей-монархом в банной простыне; то в Мюнхене на конференции по безопасности обвинял западный мир в том, что это "мир одного хозяина", а США -- в гонке вооружений; то в Иордании принимал гектар пустыни для русских паломников, а заодно совершал омовение именно в том источнике, где до него брал воду Иоанн Креститель. Теперь это источник только для самых VIPов, умиленно сообщал комментатор, сюда не всех пускают...
Собственно говоря, три главные линии в отражении политической темы, заданные телевидению, и состояли из того, что: а) все крошили батон на США, б) умилялись выступлением Путина в Мюнхене, в) вслед за Путиным обвиняли западный мир в недемократизме и соревновались в демократических лозунгах. Например, Д. Медведев в отсутствие В. Путина призвал граждан России призывать власть к порядку и критиковать ее и даже подчеркнул, что власть всегда стремится самоизолироваться от общества и критику не любит. Зал, перед которым это было произнесено, замер, не понимая, о какой власти говорит оратор, российской или американской.
Относительно умиления надо сказать особо. В этой сфере дальше всех продвинулся Сергей Брилев ("Вести недели"). И дело не только в конструкции его лица, обнаруживающего априорную "приятность во всех отношениях" и благонамеренность вместе с преданностью уже на, так сказать, анатомическом уровне. Дело в технологии. Выступление Путина Брилев то и дело прерывал паузами, в которых вкрадчивый закадровый голос комментировал текст на манер комментария при демонстрации фигурного катания: вот президент наехал на НАТО, вот мастерски намекнул на позицию минобороны США, вот сделал двойной пируэт... При этом показывали тех, о ком говорил или на кого намекал Путин. Они (генсек НАТО, министр обороны США и др.) во время его выступления, естественно, сидели в зале, причем молча. А комментатор интерпретировал это так, что им "стыдно", что кто-то "опустил голову", не в силах вынести позора, а кто-то "занервничал", опасаясь теперь за свою политическую судьбу, но всем им на аргументы Путина и возразить нечего, ибо слова его "как пудовые гири верны". На всякий случай всех, с кем Путин полемизировал, голоса лишили: их жалкого вяканья российские зрители не услышали.
Впрочем, я бы назвал и другое сопадение -- с тоном и содержанием донесений Булгарина в III отделение: "Трудно выразить, с какою жадностию все состояния читают известия о путешествии Государя, -- сообщал Фаддей Венедиктович. -- Общее мнение, народная любовь теперь открылись в полной силе... Просвещенное среднее сословие, литераторы и вообще читающий и пишущий класс особенно отличается ныне приверженностию к Государю, что весьма замечательно, ибо в прежнее царствование это было совершенно напротив".
Выразив общее мнение в своем умилении, Булга... то есть Брилев переключился на празднование Дня дипломата, отправился в Министерство иностранных дел и со своим неизменно приятным лицом обегал все здание от вестибюля до крыши. И, конечно, не забыл показать бюст канцлера Горчакова (которого Тютчев назвал "Нарциссом чернильницы") и продекламировать знаменитое "Россия сосредотачивается" (полностью звучит так: "Россия не сердится, Россия сосредотачивается"). Это было еще одним комментарием к критике США, потому что обозначение президентом адресной угрозы внесло смысл во всё: и в бюст, и в работу министерства.
Умиление Брилева длилось с 20 до 21 часа воскресенья, в 21 час на дежурство заступил Первый канал, показавший то же самое, а уже в 22 часа все опять началось сначала, но в исполнении В. Соловьева. Наконец, в четверг крошить батон на Америку продолжили в передаче "К барьеру!", где Дмитрий Быков сошелся в схватке с Михаилом Леонтьевым. Чтобы нападавший на США Леонтьев (и помогавший ему Соловьев) победил надежно, криэйтеры написали защитнику США Быкову заведомо проигрышный текст о том, что Путин во всем не прав, а Россия не может сейчас спорить с США, поскольку не является носительницей каких-либо ценностей и продолжает деградировать. После этого Леонтьеву можно было для победы просто стоять молча. Но он еще произносил текст о том, что США виновны во всем -- от национального унижения России до русского фашизма", и в итоге победил со счетом 58 962 : 26 627.
Короче, опять надавали америкосам! На отчетной неделе были возрождены лучшие образцы советской телепропаганды -- с их помощью Россия и сосредотачивается.
А еще ТВ отметило 170 лет со дня смерти Пушкина. Лучше всех поступил канал "Россия", показавший новый фильм Натальи Бондарчук "Пушкин. Последняя дуэль". Понятно, что курица -- не птица, а Наталья Бондарчук -- не режиссер, но фильм интересен. Прежде всего, тем, что "с душком", то есть своей идеологией, в которой монархизм смешан с откровенной ксенофобией. По этой причине фильм, видимо, и заинтересовал "Россию". Я не буду подробно говорить о самодеятельной игре Сергея Безрукова, представлявшего в фильме Пушкина, о том, что как он не похож на Пушкина, так и тот добродушный увалень, которого назначили играть Николая I, не похож на исторического императора Николая I. Смешно смотреть, как Пушкин, стоя рядом с памятником Петру, весело читает Жуковскому строки из "Медного всадника", а мимо, легок на помине, едет в санках Николай I... Но главное в фильме -- не сценарий, насыщенный абсурдом и ложью, не качество игры, а идеологическая концепция.
Первая ее половина -- это откровенный монархизм, продемонстрированный во всем диапазоне: от любви к государю простонародья, показанного в специальном сентиментальном эпизоде встречи государя с народом, изнемогающим от верноподданнических чувств, до любви к нему же Пушкина и отеческих советов поостеречься, которые Николай Павлович дает Наталье Николаевне на придворном балу. Попутно нельзя не обратить внимания на Бенкендорфа и Дубельта, оказывающихся образцами рыцарственности, чести и достоинства.
Вторая половина -- это интерпретация заговора против Пушкина как заговора иностранцев против всей России и государя. У Пушкина много врагов, но еще важнее, что все они враги России и русского царя. Основное значение приобрела в фильме фигура министра иностранных дел Карла-Роберта Нессельроде, которого Пушкин (то есть, конечно, Н. Бондарчук) считает австрийским шпионом, коль скоро он родом из Австрии. Более того, Пушкин, ораторствующий на придворных балах, указывает на нерусское происхождение и самого Николая I, что, правда, приходит в противоречие с монархической частью концепции и потому развития не получило (при этом обвинение не затронуло "органы" -- ни Бенкендорфа, ни Дубельта). Впрочем, в финале фильма, уже после смерти Пушкина, возникают Лермонтов, ссылаемый на Кавказ за стихотворение "На смерть поэта", и чисто русский по национальности полковник Галахов (вымышленный образ с фамилией подлинного лица, но так можно сказать обо всех персонажах фильма), патриот, который предсказывает Лермонтову истребление лучших российских умов и иностранную интервенцию как закономерный результат глобального иностранного заговора.
Фильм мог бы быть о другом. Ю. М. Лотман в биографии Пушкина (1982) писал о том, что "развращающее действие победы, одержанной Николаем I на Сенатской площади, только во второй половине тридцатых годов стало сказываться в полной мере... Вокруг себя Пушкин видел "отсутствие общественного мнения", "циничное презрение к мысли и к достоинству человека". Пушкин, не мысливший жизни без чувства собственного достоинства, вызывал раздражение у людей, не имевших достоинства или утративших его в различных компромиссах с совестью".
Естественно, что развращающее действие победы, одержанной в самых разных сферах -- от ЮКОСа до выборного законодательства, -- позволяет проводить аналогию с современным российским обществом, с отсутствием общественного мнения и циничным презрением к мысли и достоинству человека (все это Лотман писал о советском обществе времени финала брежневского правления). Но именно по этой причине для фильма о Пушкине и приготовлена патриотическая смесь монархизма с ксенофобией, в сумме означающих тот самый популярный нынче лозунг, о котором я уже как-то писал: "Пошли нам, Боже, русского царя!".
Сам Пушкин об этом просит.
| Михаил Золотоносов |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003