ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ТЕРРИТОРИЯ 
Скромность - свекровь таланта
насколько скромнее стали петербургские архитекторы
Вышел пятый выпуск петербургского "Архитектурного ежегодника. 2005 -- 2006", ритмично издаваемого "Объединением архитектурных мастерских". Самое любопытное -- сравнить нынешний ежегодник с двумя предыдущими. Намеренное архитектурное хулиганство теперь сменилось на демонстративную скромность.


Демонстративная скромность

В предыдущих ежегодниках основная ставка была сделана на одиозные внедрения в сложившуюся среду, на намеренное хулиганство (которое заметно только рядом с ордерной архитектурой или типовой застройкой XIX -- начала ХХ вв.) Они демонстрировали, что современной петербургской архитектуре требуется классический фон для собственных варварских "высказываний", этот фон категорически игнорирующих (от вызывающей высоты новых сооружений до контраста материалов).
Нынешний архитектурный ежегодник (появившийся в начале 2007 года и показывающий, какая архитектура ждет нас в ближайшем будущем) ознаменован не столько одиозными проектами (хотя они тоже есть), сколько проектами, отмеченными демонстративной скромностью.
Естественно, надо отдавать себе отчет в том, что это "картиночный" образ скромности, созданный в книге коллективным текстом петербургских архитекторов, что на практике все окажется не так. Между тем показательно, что, например, представленный в книге проект реконструкции острова Новая Голландия Ю. Митюрева и В. Фабрицкого гораздо скромнее того, который экспонировался на выставке в мае -- июне 2005 года. Тем проектом было предусмотрено обширное новое строительство, решительная переделка всего комплекса -- не только внутреннее, но и наружное осовременивание Новой Голландии. Однако в проекте, представленном в книге, ничего этого нет, проект удивляет скромностью -- новые постройки дополняют памятники архитектуры, ими заполнены лакуны.
Естественно, это только красивая ложь, этого не будет, потому что проект Нормана Фостера поменяет Новую Голландию радикально, одних транспортных и пешеходных мостов (и соответственно проемов в стенах) предусмотрено десять. Но в книге проекта Фостера просто нет.
Даже творчество Евгения Герасимова, как раз и построившего свою стратегию на внеконтекстных внедрениях в историческую среду, представлено самым скромным проектом в его творчестве -- зданием Еврейского санкт-петербургского общинного дома на Большой Разночинной ул. Простые объемы -- цилиндр, параллелепипеды -- создают образ неприступной средневековой крепости, отгородившейся от внешнего мира. Вся жизнь сосредоточена внутри, где засели "сионские мудрецы". Снаружи видны лишь узкие окна-бойницы и плоскость глухой стены-"брандмауэра" (кстати, здание получило главный приз "Архитектон-2006" и золотой диплом фестиваля "Зодчество-2006" в разделе "Постройки").
К этой же линии скромности относится кафе для Александровского парка архитектурной мастерской "Витрувий и сыновья" (арх. С. Падалко и др.), напоминающее сооружение Гражданской обороны, выполненное языком "органической архитектуры". Бездарные, хоть и минималистские здания, спроектированные в мастерской О. Романова "АМР" -- жилой дом на Малом пр., 30, и рекреационный комплекс для подростков в Приозерском районе. Учебное здание Балтийской академии туризма и предпринимательства на Морском пр., 29 ("Союз 55").
Потрясает отсутствием 100 этажей административное здание ОАО АК "Транснефть" на Арсенальной наб., 11/2 (архитектурная мастерская М. Мамошина), для строительства которого посреди учебного года закрыли среднюю школу. Ничего "амбициозного" (к чему нас приучили "нефтяники" и "газовики") в этом проекте нет -- простой параллелепипед с вертикальными членениями фасада (между пилонами расположены окна) скромнейшим образом вписан в разработанную после войны концепцию Н. В. Баранова для площади Ленина. Ни высотности, ни панорамных высоток, ни каких-либо признаков роскоши, полная мимикрия.
Стоит отметить и проект церкви Всех святых, на земле Санкт-Петербургской просиявших (на пересечении Рыбацкого пр. и пр. Устинова), предложенный арх. Б. Богдановичем. Это вообще "кубистический минимализм": церковь и часовня представляют собой кубы, увенчанные небольшими барабанами с крестами; рядом колокольня -- вытянутый параллелепипед с крестом наверху. Возвращение к истокам архитектуры, к самым простым целесообразным и минималистским формам XII -- XVI вв.
Симптоматичными представляются загородный дом (пос. Молодежное) арх. А. Ермолинского и А. Ермолинской и спортивно-оздоровительный комплекс в Репине (архитектурное бюро М. Яковлева) -- прямые цитаты из Миса ван дер Роэ конца 1920 -- начала 1930-х гг. Взамен причудливых замков "новых русских" 1990-х годов -- тяга к "прожиточному минимуму", к минимализму, опирающемуся на исторический прототип.

Контрпримеры

Есть, разумеется, и контрпримеры -- скажем, бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры" опять представило свой чудовищный дом на Шпалерной ул., 60. С учетом этого стеклянного комплекса Земцову и Кондиайну вообще следовало запретить заниматься архитектурой -- поскольку они восприняли этот дом как успех и размножают его. Аналогичное нагромождение стекла и металлокаркасов предложено ими для дома на Конной ул., 14, для жилого комплекса на пр. Гагарина, 7, и в виде эскизного предложения по освоению намывной территории в западной части Васильевского острова.
Удручающе смотрится жилой дом на ул. Чапаева, 16 (арх. В. Викторова и др.). Опять включен в ежегодник и жилой дом "Эгоист" на пересечении улиц Восстания и Рылеева (руководитель проекта арх. С. Орешкин).
Примитивной мегаломанией отмечен многофункциональный комплекс жилого и нежилого назначения на Новочеркасском пр., 35 ("Рейнберг & Шаров") -- тыл квартальной застройки, выходящей к Неве, на Малоохтинский пр. И таких примеров немало.

Почему так скромно?

Но все же тенденция скромности впервые обозначилась, и полагаю, что неспроста. Несомненное влияние оказали скандалы со вторым зданием Мариинского театра, реконструкцией Новой Голландии и особенно с небоскребом для "Газпрома". По моей гипотезе, именно они заставили петербургских архитекторов взглянуть со стороны на всю проблему и кое-что существенное пересмотреть.
Во-первых, названные проекты -- иностранные, и возникла естественная обида на то, что пренебрегли "своими", что породило негативное отношение. Во-вторых, иностранцы демонстративно проигнорировали вообще все ограничения, причем сделали это настолько радикально, что архитектура после их новшеств лишилась всякой опоры в виде логичных принципов. То есть архитектура из искусства взаимодействия с градостроительным контекстом, из создания системы зданий превратилась просто во внемасштабное и внеконтекстное фантазирование, не связанное с городом как таковым.
В-третьих, петербургские архитекторы довольно долго сами шли ускоренным маршем к этой внеконтекстности и внемасштабности, добиваясь отмены всех градостроительных регламентов, и только когда их вдруг, в одночасье, оставили далеко позади другие, отменившие все правила работы вообще, архитекторы почувствовали, что заодно кончается и архитектура как таковая, и забили тревогу. Отсюда коллективные письма протеста по поводу башни "Газпрома", демонстративное неучастие в жюри и т.п. И отсюда тяга к архитектурной скромности, к самоограничениям, явно и осознанно обозначенная составителями пятого выпуска ежегодника. Словно архитектурное сообщество вдруг одумалось и стало заботиться о своем имидже, боясь себя скомпрометировать. Фильтрация для пятого выпуска "Ежегодника" была проведена тщательная, хотя, конечно, из этого мало что не следует и ждать в будущем нормальной архитектуры было бы наивно.
То есть книгу насколько это было возможно (с учетом даровитости и упрямства наших зодчих) лишили скандальных и одиозных проектов -- от проекта Н. Фостера и других реконструкторов Новой Голландии до проекта торгового центра по проекту Ю. Земцова и М. Кондиайна (Невский пр., 114 -- 116, ул. Восстания, 2)*. То есть строить по этим проектам не перестали и не перестанут, но их уже не помещают в ежегодник, не выдают за образцы. Так что, с одной стороны, можно похвалить архитектурное сообщество. Хотя бы за лицемерие.

Скелеты в шкафах

С другой стороны, в книге существенно обеднена реальная картина -- прежде всего, касающаяся исторического центра.
Конечно, интересно посмотреть на новые необычные здания фондохранилища Эрмитажа в Старой Деревне (архитектурная мастерская Трофимовых), складской корпус на Софийской ул. или очередной торговый комплекс "Лента" (забавно, что эти гигантские разноцветные сараи вообще относят к архитектуре). Но не менее любопытно было бы увидеть, что приготовлено для Литейного пр. (где со скандалами были снесены дома 5 и 26), для Лиговского пр., который собираются превратить в "торговую улицу" (в ежегоднике представлен эскиз торгово-делового центра на Лиговском пр., 140, мастерская No 3 "ЛенНИИпроекта", но гораздо интереснее начало Лиговского пр.), для дома Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, который получил для переделки Е. Герасимов, для несчастной Владимирской пл., где собираются уничтожать д. 3 по Загородному пр., заменяя его "высоткой".
Наконец, в свое время в ежегоднике были опубликованы все конкурсные проекты второго здания Мариинского театра, поэтому было бы занятно взглянуть на то, к чему в итоге, после всех переделок, эволюционировал проект Доминика Перро, а заодно ознакомиться с планами сноса домов по Минскому пер. для устройства автостоянки около здания театра. В общем, интересного много, но это осталось за бортом ежегодника. "Скелеты в шкафу" припрятаны теперь в каждой архитектурной мастерской.

Торжество величественного

В ежегоднике "скромность" сочетается с контртенденцией, проявляющейся в создании образа максимально торжественного и величественного. Социальный подтекст ясен: новая архитектура -- оболочка новой, улучшенной жизни людей нового типа, для которых каждый день праздник.
Иногда это проявляется пародийно -- как в фонтанном ансамбле на Московской площади (архитектурная мастерская А. Мельниченко), цель которого -- еще более усилить торжественность Дома советов (в результате классическая планировка сквера уничтожается).
Иногда дает решения спорные: таков проект реконструкции ДК им. Капранова (Московский пр., 97), позади которого архитектурное бюро "Литейная часть -- 91" предложило построить комплекс гигантских зданий, также использующих характерное для конструктивизма сочетание простых объемов, но только в таком масштабе, что ДК им. Капранова (арх. М. С. Рейзман, 1929 -- 1931, один из 26 образцов архитектуры конструктивизма в Петербурге) будет полностью задавлен. Кстати, эта тенденция -- одна из заметных в современной архитектурной практике (недавно я писал о новом здании, расположенном позади Введенской гимназии на Большом пр. П.С., 37: высотное здание убило крошечное здание гимназии, выведенное на красную линию).
Есть любопытные примеры, основанные на прямом заимствовании образов сталинской архитектуры, что вполне естественно для современных поисков "величия" и "торжественности". Во-первых, жилой дом на Морском пр., 22 -- 24 (архитектурная мастерская И. Солодовникова), во-вторых, спроектированный архитектурной мастерской "Рейнберг & Шаров" многофункциональный жилой комплекс на Среднем пр., 85. Оба эти проекта используют арку как один из основных композиционных элементов. У Солодовникова она расположена по оси симметрии здания, а по флангам предусмотрены боковые корпуса, так что пространство перед центральным фасадом охвачено с трех сторон и открыто к проспекту. Рейнберг и Шаров предложили более сложную, асимметричную и замкнутую планировку квартала с внутренним пространством, ограниченным зданиями по периметру; в композицию входят три башни, которые видны сквозь арки. Оба здания относительно малоэтажные -- шесть -- восемь этажей. Зато третий пример -- предложенный М. Мамошиным многофункциональный жилой комплекс (Ланское шоссе, 12 -- 16) -- трактует образы московских "сталинских" высоток.
Во всех этих случаях проявляется главное качество наших архитекторов: лучше всего у них получается застраивать пустыри отдельно стоящим зданием, когда нет градостроительного давления окружающей застройки. Сочетаться с чем-то они не научены, советская архитектурная школа в подтексте подразумевала полный снос старой застройки, что сейчас мы и наблюдаем на практике. Чему научили, то и делают. Поэтому так хорошо удаются котлованы и пустыри.

Прекрасный новый мир

В книге представлены проекты двух конкурсов: стадиона в западной части Крестовского острова и архитектурно-планировочного решения комплекса "ИТ-парк" на базе СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (территория в 45 га, ограниченная пр. Большевиков, ул. Крыленко и Дыбенко). О первом конкурсе ввиду массовой любви к футболу писали много, второй оставался в тени.
Первое место на нем получил проект архитектурной мастерской О. Романова, который предложил образ "города будущего" из фантастических фильмов с высотными грибовидными зданиями (18 этажей), напоминающими то ли силосные башни, то ли "причалы" для "летающих тарелок". Сам О. Романов говорил о соединении образов Стоунхенджа, египетских пирамид, форм сакральной геометрии, космогонии Малевича и т.п.
На самом деле ясно читается пейзаж, описанный О. Хаксли в "Прекрасном новом мире": на крышах люди садятся в вертопланы: "Лондон шел вниз, уменьшаясь. Еще несколько секунд, и огромные плосковерхие здания обратились в кубистические подобья грибов, торчащих из садовой и парковой зелени. Среди них был гриб повыше и потоньше -- это Черинг-Тийская башня взносила на тонкой ноге свою бетонную тарель, блестящую на солнце".
Именно такие кубистико-грибовидные постройки тоталитарного мира Романов и сделал основой всей композиции. Сам он это придумал или где-то увидел, но, в сущности, это единственный пример во всей книге, когда архитектура имеет концептуальный характер: технопарку придана та форма, которую в романе Хаксли имеет технократический мир, управляемый его фордейшеством и разделенный на биологически детерминированные касты. Технопарк О. Романова и есть такой мир высшей касты, и даже странно, как такой архитектор, как Романов, подготовил столь концептуальный проект.
Необратимо неталантливыми оказались проекты мастерской Ю. Митюрева, "Б-2" и С. Бобылева, особенно унылы предложения мастерских Митюрева и Бобылева, фактически распланировавших обычную жилую застройку, лишенную интегрального образа. В этой связи опять обратил на себя внимание предложенный мастерской Бобылева и помещенный в ежегодник проект улучшения здания Сената. Все равно что вписать в "Пиковую даму" пару своих абзацев. Чтобы стало лучше.


* Любопытно, между прочим, посмотреть на ранний эскиз многофункционального центра на углу Невского и Восстания, опубликованный в журнале "Дизайн и строительство" в 1996 г. (No 1). Все настолько скромно и робко, что остается только удивляться, насколько полно за 10 лет наши архитекторы освободились от пиетета по отношению к историческому центру центру и "химеры совести".
| Михаил ЗОЛОТОНОСОВ |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003