ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
 ТАК ЖЕ В РУБРИКЕ:
Котлован по рецепту Жанны Фриске
4 и 5 апреля Мариинский театр представил очередную премьеру: "Енуфа" -- опера Леоша Яначека, которая ...
Далее
Леди не исчезают
Это самый бесполезный фильм года. Он повествует о событиях, которые всем прекрасно известны. Более того, ...
Далее
Я вам спляшу, чего же боле?
В Петербургской консерватории провели конкурс хореографов "Агон" номер два. Первый был два года назад ...
Далее
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 КУЛЬТУРА 
Такая была человек!
стоит ли смотреть "Вассу Железнову" и "Блажь" в БДТ?
"Всякая женщина имеет свое стремление к жизни!" -- говорил один из героев Абрама Терца. Золотые слова. Что и осталось-то сегодня на нашей драматической сцене (да и в самом зрительном зале), кроме этого самого "женского стремления"? Да, в общем, не так уж много. Общая недостаточность и хроническая худосочность.

Вот оттого, наверное, в БДТ в ход пошли последние весомые аргументы: спектакли, где главные роли играют Светлана Крючкова и Нина Усатова.
Сегодняшние героини этих выдающихся актрис -- дамы не бальзаковского возраста. Бальзак о них не писал. Слабо было Бальзаку.
Светлана Крючкова играет Вассу Железнову (в одноименном спектакле Сергея Яшина по пьесе Горького), хозяйку собственного "дела", судовладелицу, бизнесвумен, как сказали бы чуть позже, именитую купчиху, как сказали бы чуть раньше.
Нина Усатова играет Серафиму Сарытову (в "Блажи" Островского и Невежина в постановке Геннадия Тростянецкого), помещицу, владелицу богатой усадьбы.
Русский фольклор к таким девушкам был неизменно суров -- по вечной своей тяге к нематериальным ценностям и высокой духовности. Купеческая и дворянская дочка, как известно, любовных стрел Ивана-царевича были лишены, равно как и лестного внимания Кощея Бессмертного, и рассчитывать могли лишь на тятенькино благословение да на синяк под глазом, оставленный обглоданной лебяжьей косточкой.
Сказка -- ложь, да в ней намек...
Потому что сказка лучше знает, как трудно в родной сторонушке женщине владеть собственностью, вести хозяйство, умножать богатство, держать дом, противостоять соблазнам, заботиться о детушках да попросту достойно стареть. Без синяков тут и впрямь не обойтись. Не всякой ведь девице-красавице повезет триста лет просидеть на болоте лягушкой, предаваясь возвышенным мечтам, к примеру, о вишневом саде или о возвращении "в Москву, в Москву!".
Что характерно, добры молодцы, едва извлекли положенный урок, повывелись как класс: Васса Железнова и Серафима Сарытова по существу хозяйки безмужние.
Выбор пьес о женщинах, худо-бедно обустраивающих Россию, сыгранных актрисами, которые коня на скаку остановят в горящей избе, кажется мне безупречным.
С режиссурой все, как водится, обстоит не так гладко. "Хороший ты мужик, а не орел!" -- горячо вздыхала еще одна роскошная "женщина в русском селенье", героиня Нонны Мордюковой. Ничего личного, но БДТ в последние годы упорно делает ставку на разовые приглашения "не орлов". Оттого наши самостоятельные касатушки обречены погибнуть, души своей перед благодарным зрителем так и не раскрыв.
Уж как стонала-причитала Васса: "Любите меня... Немножко хоть! Человек ведь я!" -- но с чем в спектакль вошла (из оркестровой ямы, натурально, возникнув), с тем в конце его и сгинула.
Спектакль Сергея Яшина, озабоченного, по всей видимости, тем лишь, чтобы не дай бог не потревожить артистов внятной концепцией, не намять им, так сказать, психофизику жесткостью задачи, -- это форменный кафешантан в почтенном доме. В семействе Железновых никто уже не в состоянии ни о хозяйстве беспокоиться, ни любить, ни детей воспитывать (что строго соответствует идее автора), все горазды лишь плясать да скандалить (а вот тут автор был бы изрядно озадачен).
Вырождение деловых людей как класса произошло от общей невоспитанности? Возможно, Яшин и впрямь -- недооцененный провидец.
Только забрезжит что-то определенное, выстраданное в игре Светланы Крючковой, как грянет музыка, выкинет артистка замысловатое коленце -- и запритоптывает кордебалет домочадцев. Так весь смысл в топот и ушел. Если по сусекам помести и наскрести какую ни на есть концепцию, то спектакль получится о том, как опасно для женщины в зрелом возрасте уповать исключительно на интуицию. Так и будет ее, касатку, кидать из стороны в сторону, так и станет она хвататься за первое попавшееся решение, которое ей подскажет очередной советчик с особенно честными глазами -- и в доме, натурально, пойдут интриги, раздоры, разорение и убийства.
И одна лишь отрада в жизни Вассы Железновой -- мечты о невозможном вальсе с высоким капитаном в белой фуражке и приятными манерами (земное тело Захара Железнова между тем загибается от хорошей порции яда, подсуропленного ему добрыми родственничками). Но это так -- проза жизни, а вальс с интересным кавалером -- совсем другая статья.
У сосредоточившейся всецело на личной жизни помещице Сарытовой тоже житье -- не сахар. Даром что живет она внутри пребольшого кремового торта -- с гигантскими розочками, сахарными лебедями и разноцветными "пукетами" (так, по мнению художника Фирера, выглядит типичная дворянская усадьба в русской комедии).
Главная героиня тут представлена в качестве центрального розана. Розан этот умильно щурится, сладко вздыхает, презатейливо складывает на пышной груди пухлые ручки, поет приятным голосом от переизбытка чувств, с потешной плотоядной откровенностью лукаво хихикает в предвкушении разнообразных удовольствий, каковые найти можно, если в здешних марципановых зарослях отловить-таки тощенького мальчишку-управляющего (в роли коварного обольстителя Баркалова -- Андрей Феськов)...
В общем, Нина Усатова с обычным для нее комедийным блеском играет свою фирменную тему "Мужчина, постойте!" (в этом спектакле звучащую, скорее, как "Ну, мальчик, погоди!"). Прочие же персонажи в основном демонстрируют скрытые возможности гротескных костюмов (прелестен бурный диалог двух гигантских шляпок -- а также юных актрис под ними).
Но даже в спектакле Геннадия Тростянецкого -- произведении скорее кулинарного (и лишь отчасти хореографического), нежели драматического искусства, -- ощущается необходимость как-то связать концы с концами. И, совершенно в сентиментальном русском духе, режиссер приделывает своему незамысловатому крем-брюле тоскливый финал.
Обманутая и положительными родственниками и отрицательным "изменщиком коварным" Сарытова тихохонько на авансцене поет жалостную народную песню про одинокую свою сиротскую долю. Дескать, пропадай, моя телега, все берите, погубители, а души моей ты так и не понял! В лучших традициях отечественного театра, жанр -- это закон, а закон, как известно, -- что дышло.
Российский режиссер может три часа резвиться, срывая цветы удовольствий, но к финалу он неминуемо потребует смысла хоть какого-нибудь. И ничего не останется ему, кроме как повернуть на 180 градусов да и выставить на сцену выдающуюся русскую актрису, которая, со всей мощью своей незаурядной органики, поперек текста, автора и здравого смысла взвоет что-то жалостное про общую бабью долю -- и, как говорил классик, "театр развалится от рукоплесканий". Или просто развалится. А нечего потому что.
| Лилия Шитенбург |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003