ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
 ТАК ЖЕ В РУБРИКЕ:
Покаяние извиняющихся дело рук самих извиняющихся
Недавно завершилась работа над телевизионным художественным фильмом "Казнить нельзя помиловать", в котором ...
Далее
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ЛЮДИ 
Прорвемся! - решила Опера
Юрий Александров о том, что можно и чего нельзя делать на оперной сцене
20 лет назад, в 1987 году, Юрий Александров основал в Петербурге Камерный музыкальный театр. Задумывалось это режиссером изначально как творческая лаборатория, но со временем реорганизовалось в профессиональный государственный театр "Санктъ-Петербургъ Опера".

-- Для камерного театра у вас довольно странная репертуарная политика: наряду с естественными для малой сцены камерными и барочными операми вдруг возникает такой раритет, как "Адриенна Лекуврер", и тут же -- "Борис Годунов", "Пиковая"...
-- "Бориса" мы ставим в первой редакции -- это вообще камерная опера... Вот скоро поеду в Польшу, там буду ставить "большого" -- со всеми делами и с "Польским" актом. А что до репертуара -- то в страшные 90-е годы, когда и куда более благополучные, стабильные театры, имевшие свои стационары, лопались, как мыльные пузыри, -- мы скитались без своей площадки, и конечно, костяк репертуара составляли маленькие, камерные оперы. Естественно, мне нужны были хорошие голоса -- тогда Советский Союз лопнул по всем швам, из ближнего зарубежья вылетали израненные артисты, я их собирал, отогревал, селил, кормил... Так вот, когда у тебя в театре есть серьезные, большие голоса, они должны развиваться; артистам нужны роли, и тут невозможно отсиживаться на камерно-барочных операх. Так в репертуаре появились "Онегин", "Пиковая", "Адриенна"... Кроме того, мы давно сотрудничаем с Эрмитажным театром -- потому все наши "крупные" постановки были рассчитаны именно на ту сцену; она побольше нашей. Сейчас мы, конечно, работаем там меньше, поскольку у нас есть своя сцена -- но какие-то большие проекты, которые не помещаются на нашей крохотной сцене, идут в Эрмитажном театре.
-- Какое-то время "Санктъ-Петербургъ Опера" просто поставлял голоса в Мариинку.
-- Не совсем так, хотя мы отдали туда Галузина, Эдема Умерова, других певцов... Мариинский театр пристально следит за тем, что происходит у нас, -- это нормально, и я к этому отношусь позитивно. Ротация хороша и для артистов, и для театра. Сейчас уже я больше отказываю, чем приглашаю кого-то.
-- Но хор-то у вас крошечный?
-- До нынешнего года у нас вообще хор составлялся из солистов! Это, конечно, было мучительно: и для артистов с их амбициями, и в плане репетиций, выстраивании музыкальной составляющей спектакля... Хотя в плане ансамблевого музицирования артисты, конечно, росли -- просто так драть горло любой идиот может! Но с этого года у нас есть и небольшой хор, шестнадцать человек -- к нему добавляются и те солисты, которые не заняты в спектакле. На нашей сцене большой хор просто не поместится -- но наши ребята молодые, голосистые, и вполне всё озвучивают.
-- Зато у вас всегда умопомрачительные сценические костюмы.
-- Вопросы с костюмами мы решили уже достаточно давно. Гораздо сложнее было с декорациями: нам надо было изготавливать нечто, что можно бы было и поставить на сцене эрмитажного театра, и в Доме актера, и в каком-нибудь Дворце культуры -- а потом разобрать и поставить в угол, да так, чтобы они занимали как можно меньше места. А сейчас у нас новый главный художник, замечательный Зорик Марголин. Да и Слава Окунев, известнейший театральный художник.
-- Если бы все так же благополучно было и в музыкальном плане...
-- Музыкальная часть -- это самая уязвимая часть нашего организма. До тех пор пока у нас не было своей площадки, своих репетиционных помещений, у нас был не оркестр, а просто проходной двор. Ведь оркестранты -- люди, приверженные определенным "табунным" инстинктам. Нужно иметь свою комнату, шкафчик для вещей -- а когда этого нет, то очень много появлялось и исчезало музыкантов-однодневок. Но мы это пережили, и надеюсь, что результаты уже заметны.
-- В Петербурге вы теперь ставите не только оперы, но уже и оперетты -- вот в Театре музкомедии появилась "Синяя борода" Оффенбаха.
-- Когда просят друзья, я никогда не отказываю. Попросили, поставил. Теперь Юрий Шварцкопф просит поставить еще и "Продавца птиц" Целлера. Шварцкопф попросил некую "классическую", традиционную постановку... Не знаю. В "Синей бороде" я делал, что хотел, -- кто-то кричал, что я "убил оперетту", кто-то говорил, что наконец "опереточное болото всколыхнулось"... А вот создать добротный, спокойный такой спектакль -- не знаю, смогу ли я это сделать.
-- На оперной сцене чего уже только не было -- и голые бабы в немереном количестве мелькали, и из автоматов Калашникова палили... Где, на ваш взгляд, граница -- что может делать режиссер, а что -- нет?
-- Я о коллегах никогда плохо не говорю; это как бы нельзя... Но вот были в свое время два спектакля "Баттерфляй" представлены на "Золотую маску": мой, с ростовским театром, и еще один. Так тот, второй получил аж четыре "Маски", как в свое время мой "Семен Котко", а про мою "Баттерфляй" в газетах написали: "Александров осмелился представить на "Золотую маску" добротный оперный спектакль!"
Так что все эти "Золотые маски" -- это отдельная история; хочешь приз -- чеши правой рукой левое ухо, как говорится... Одна группа критиков -- и те, кто хорошо ко мне относится, и те, что не очень, -- пишет что-то там про "безудержную фантазию Александрова", что идей-де хватило бы на три спектакля, и так далее. А те критики, что стали апологетами вот этой новой волны режиссеров, пишут, что я до ужаса консервативен.
Здесь важно одно, на мой взгляд: чтобы режиссер свою фантазию (если она у него есть) держал бы в рамках дозволенного -- то есть, основываясь на музыке, не допускал бы ничего оскорбительного для зрителя. Очень легко работать по принципу: "Вам не нравится -- идите на...". Это возможно только на фестивалях, а мы работаем в репертуарных театрах. И если мы хоть один раз прогоним человека из театра, то второй раз он уже сюда не придет.
А для оперы это -- катастрофа! Я это понял, когда ставил в Большом театре "Хованщину". Конечно, можно было бы и сумасшедший дом какой-нибудь там придумать. Но я знал, что люди идут в театр через Красную площадь, на которой и происходит действие, и они должны это связать, историзм обязательно должен присутствовать. И я сделал хороший, традиционный спектакль. Так на обсуждении спектакля какая-то московская критикесса, молодая девушка, вдруг вскочила с перекошенным лицом и заорала: "Где кровь? Кровь где? Я хочу крови!" А в этот день как раз наши играли с японцами и проиграли, и погромы фанатские были как раз под окнами Большого театра. Я ей и говорю: "Хотите крови? Вот, пожалуйста. Идите на улицу, а не в театр!"
В общем, в связи со всеми этими фестивалями возникла, я считаю, даже форма такая: "фестивальный спектакль". На фестивале можно все! -- но такой спектакль абсолютно неуместен в текущем репертуаре. Как, например, "Евгений Онегин" Чернякова: прекрасный драматический спектакль, который к опере не имеет никакого отношения.
-- Как вы сами ограничиваешь свою режиссерскую фантазию?
-- Я всегда задумываюсь: где я ставлю? Вот у нас в театре "Пиковая" -- со всякими реминисценциями на сталинские времена, на войну. Но ведь в Питере идет "Пиковая" и в Мариинке, и в Малом -- поэтому я имел право на свою "Пиковую даму". Но вот я еду в Америку -- и там я делаю абсолютно классическую постановку. Потому что они не знают, что такое Летний сад, они не знают Пушкина... они ничего не знают! И я должен был донести до них авторский текст. Короче говоря, режиссер должен не разрушать, а созидать; должен построить такое здание, в которое было бы не противно войти.


Досье

Юрий Александров поставил в Мариинском театре, где с 1978 года работает режиссером-постановщиком, около двадцати опер. Более 120 спектаклей поставлено им в оперных театрах России и зарубежья. В частности, "Турандот" Пуччини стала первым за историю театра Арена ди Верона (Италия) постановкой итальянской классики, на которую был приглашен российский режиссер.
| Кирилл Веселаго |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003