ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
 ТАК ЖЕ В РУБРИКЕ:
Такая была человек!
"Всякая женщина имеет свое стремление к жизни!" -- говорил один из героев Абрама Терца. Золотые слова. ...
Далее
Леди не исчезают
Это самый бесполезный фильм года. Он повествует о событиях, которые всем прекрасно известны. Более того, ...
Далее
Я вам спляшу, чего же боле?
В Петербургской консерватории провели конкурс хореографов "Агон" номер два. Первый был два года назад ...
Далее
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 КУЛЬТУРА 
Котлован по рецепту Жанны Фриске
стоит ли ходить на "Енуфу" в Мариинском театре?
4 и 5 апреля Мариинский театр представил очередную премьеру: "Енуфа" -- опера Леоша Яначека, которая никогда не ставилась в Петербурге.

Автор девяти опер, множества прочих произведений, опубликовавший несколько исследований о народной музыке и психологии творчества, Леош Яначек столь же популярен на Западе, сколь и почти неизвестен у нас. "Енуфа" -- одно из самых популярных названий в афише мировых оперных театров. И наконец-то, спустя 103 года после мировой премьеры в Брно, опера добралась и до мариинской сцены.
На этом, собственно, восторженная часть рецензии и заканчивается. Как подметил пушкинский Сальери: "Труден первый шаг и скучен первый путь" -- постановка вышла удивительно скучной. Декорация (художник-постановщик Зиновий Марголин) представляет собой нечто вроде строительного котлована с наклонными бетонными откосами, этакий "нулевой цикл". Сходство усиливается скоб-трапами по откосам и черными круглыми прожекторами по верху стен -- такими обычно у нас освещают стройки. Наверху на заднем плане укреплена некая избушка; она освещена кварцевыми прожекторами на выносных кронштейнах, а потому здорово смахивает на рекламный постер из тех, которыми щедро украшен Петербург. На первом плане по центру из пола торчит труба с водопроводным краном (напомню, действие происходит в моравской горной деревеньке в конце XIX века). На мельнице ли происходят события оперы, в избе ли -- все равно все сидят или гуляют на дне и на стенках бетонного котлована.
Режиссер Василий Бархатов практически вообще ничего не поставил, а то, что поставил, -- сделано надуманно и нелепо. В первом акте Костельничка "заставляет работать" Лацу и Енуфу -- в это время на сцене лежат в истоме пятеро мужиков да еще около десятка баб маются бездельем. Дьячиха вдруг хватает две доски, бросает их на дверной проем крест-накрест, сверху швыряет две тряпки, затем поет две фразы и тут же убирает обратно тряпки и доски. Для чего -- непонятно. Наверное, для "оживляжу".
Таких нелепостей в спектакле море, пересказывать их лень. Для провозглашения кульминационных реплик режиссер любит загонять певцов на стул или на стол -- сразу вспоминается детский сад, декламация стишков для Деда Мороза.
Можно смело сказать, что весь спектакль вытянула на себе Ирина Лоскутова (Костельничка). Ее мощное драматическое сопрано "славянского" типа как нельзя лучше подошло к этой партии, да и ее собственный драматический драйв держал спектакль, особенно на фоне совершенно не сделанной режиссером оперы. Однако "Енуфа" -- не "Тоска"; в этом сочинении один в поле -- не воин. Кстати, в этой опере задействованы два тенора, два сводных брата: Штева и Лаца. И если Сергей Семишкур в роли Штевы был вполне убедителен и сценически, и вокально, то Юрий Алексеев (Лаца) являл ему полную противоположность. Он из тех теноров, что могут либо петь, либо двигаться по сцене, но ни в жизнь не способны соединить эти два действия. Нечистая интонация, дирижирование на сцене себе руками и всем телом завершают портрет певца.
Исполнительница заглавной роли г-жа Павловская, обладающая зычным, но странным и зажатым голосом (как будто невидимый садист постоянно держит сапог у нее на горле), каким-либо сценическим темпераментом или рисунком роли решила публику не радовать, ограничившись нехитрым рецептом от Жанны Фриске: "Давай пойдем туда, давай пойдем сюда". Так вот флегматично и ходила туда-сюда.
На месте были исполнители партий сельского старосты и его жены Андрей Спехов и Людмила Касьяненко.
Оркестр на сей раз не грохотал, а озвучивал спектакль, как говорится, в пределах санитарной нормы; я объясняю это тем, что дирижировавший в этот вечер Валерий Гергиев (надо ли говорить, что спектакль начался с двадцатиминутным опозданием) просто еще не освоился с партитурой.
Ни на одном премьерном спектакле Мариинки я не видел столь вялого приема публики; не было ни длительных оваций, ни восторженных криков. Конечно, Яначек -- не Верди и не Пуччини, его рафинированная музыка "по зубам" достаточно рафинированным слушателям и нуждается в изысканном исполнении. А ясная драматургическая структура этой оперы требует не менее убедительного сценического решения. Что-то мне подсказывает, что в нынешнем своем виде "Енуфа" надолго в Мариинке не задержится. Как прозорливо отмечал Шопенгауэр: "Если жизнь что-нибудь даёт, то лишь для того, чтобы отнять".
| Кирилл Веселаго |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003