ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
 ТАК ЖЕ В РУБРИКЕ:
Такая была человек!
"Всякая женщина имеет свое стремление к жизни!" -- говорил один из героев Абрама Терца. Золотые слова. ...
Далее
Котлован по рецепту Жанны Фриске
4 и 5 апреля Мариинский театр представил очередную премьеру: "Енуфа" -- опера Леоша Яначека, которая ...
Далее
Я вам спляшу, чего же боле?
В Петербургской консерватории провели конкурс хореографов "Агон" номер два. Первый был два года назад ...
Далее
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 КУЛЬТУРА 
Леди не исчезают
зачем и для кого снял "Королеву" Стивен Фрирз
Это самый бесполезный фильм года. Он повествует о событиях, которые всем прекрасно известны. Более того, он ничего нового не привносит ни в интерпретацию этих событий, ни в их художественное осмысление. Тем не менее "Королеву" Стивена Фрирза стоит посмотреть.

Эта картина не выносит моральных оценок и никого ничему не учит (если педагогическую функцию искусства воспринимать всерьез) -- жизненный опыт английской королевы мало кому пригодится. Быть может, только следующей английской королеве.
Все в этом фильме просто: королевская семья переживает известие о гибели принцессы Дианы, к которой они относятся без особого пиетета. То есть обсуждает новости, показанные по телевизору. Неожиданностью для бывших родственников принцессы является реакция публики: люди воспринимают смерть Дианы как потерю кумира, горько плачут у ворот Букингемского дворца, оставляют охапки поминальных цветов. Британия искренне скорбит и требует публичных проявлений скорби от своей королевы. Королева делать этого не хочет или не может -- Диана уже не член королевской семьи.
Газеты пестрят заголовками, обращенными к королевской семье, среди которых "Покажите, что вам не все равно" -- еще не самый радикальный. Вопросы траурного протокола обретают едва ли не катастрофическую значимость: вывешивать ли флаг над королевской резиденцией в знак уважения к памяти принцессы, выступать ли королеве с речью, делать ли заявления по телевидению, хоронить ли Диану с королевскими почестями, вообще -- впускать ли "заинтересованных граждан" в частную жизнь королевской семьи?
Ситуация, в которой королева не разделяет чувства нации, оказалась способна поставить под удар всю британскую монархию.
"Что-то произошло с системой ценностей", -- говорит королева. Это "что-то" -- современный мир, в котором манипуляции с массовым сознанием доведены до абсурдного совершенства. В результате судьба монархии оказывается в руках пиар-технологов. Новоиспеченный премьер-министр Тони Блэр (Майкл Шин), несмотря на всю свою прогрессивность и демократичность (прелестна его домашняя футболка с 10-м номером и надписью "Блэр"), преодолевая робость перед Ее Величеством, настаивает на последовательном совершении ряда публичных действий. Каковые в итоге и приводят к общепримиряющему финалу. Конец фильма. Все, кто десять лет назад посмотрел пару телерепортажей из Англии, в принципе и так в курсе.
Но "Королева" Стивена Фрирза -- это не политический триллер, не драма идей, не психологическая драма, не байопик и не фильм из жизни "высшего света". Это элегантное и предельно уравновешенное размышление (преувеличивать ценность размышлений как таковых тоже не будем -- это дурной тон) на тему странного конфликта в совершенно эфемерном пространстве. В сфере идеалов. Принцесса Диана -- "королева сердец", принцесса СМИ, знаменитость, воплощение "высокого" гламура (если такой бывает), приобретшая колоссальную популярность в ирреальной по существу области, -- народной мечты о прекрасной жизни и Прекрасной даме, занятой светскими развлечениями и благотворительностью. Идеал -- идеальная героиня и идеальный потребитель глянцевых журналов, сполна расплатившийся за внимание прессы. Воистину "народная принцесса".
А с другой стороны -- старая леди в платочке, повязанном по моде сороковых годов прошлого века, пятьдесят лет "выполняющая работу, которой она не просила", как сказано в фильме. Подчиняющая свою жизнь служению британской монархии -- политическому институту, давно уже одной ногой стоящему в легенде. По ходу протокола в своей повседневной деятельности актуализирующая понятия чести, достоинства и долга. Очень скучно. Очень по-английски. На этом фоне план похорон Дианы -- с заменой 400 солдат почетного караула на 400 представителей благотворительных обществ принцессы, а глав иностранных государств -- на звезд театра, кино, модельеров и шоуменов, не требует дополнительных слов и оценок. Повергая хорошо воспитанных членов королевской семьи в подобие трагикомического коллапса.
Хелен Миррен играет Ее Величество прелестно. Рядом с плебейской энергичностью четы Блэров сдержанная изысканность королевских манер выглядит особенно явно. Это аристократическая простота на грани застенчивости и застенчивость на грани издевательства. Задача для превосходной британской актрисы несложная, но всегда приятная. "Я завидую тому, что вы можете голосовать, -- с подкупающим простодушием почти не шутит Ее Величество. -- Я не о том, чтобы бросить бумажку в урну. Хотя и это должно быть забавно один раз".
Сыграть королеву можно и так. А можно -- героиней очередной истории о "гордости и предубеждении" (взаимоотношения с Блэром в фильме протекают по классическому сценарию -- за исключением романтической составляющей, разумеется).
Но не случайно Фрирз вводит в фильм совершенно необязательный с точки зрения рассказываемой истории эпизод, в котором героиня на охоте видит загнанного оленя. "Олень подстреленный хрипит, лань, уцелев, резвится..." Эта встреча королевы с королевским оленем, выпадающая из настоящего времени, не объяснимая до конца, -- сегодняшний предел молчаливой британской патетики. Упражнение по мистической геральдике. И хотя оленю далеко до единорога, а нынешняя Елизавета не претендует на титул "королевы-девственницы", но простыми средствами режиссер включает свою историю в "большой" контекст.
И только тогда камера позволяет себе единственный пролет над лугом и пустошью -- королевскими землями. А чуть погодя -- проезд по лицам людей, выстроившихся, чтобы почтить память Дианы у Букингемского дворца. Сначала в неглубоком поклоне перед Ее Величеством склоняются старые леди. Потом -- остальные подданные. Диана, разумеется, была "народной принцессой". Но это был народ английской королевы.
Вопрос, поставленный в фильме (с всевозможной непринужденностью, чтобы, Боже, храни королеву, никто не заподозрил бы авторов в неприлично высоких мотивах) -- это вопрос о национальном характере, об истинных предпочтениях народа, об английских традициях, о вневременных ценностях, о сэндвиче с огурцом против хот-дога. Это фильм о мире, который покоится не на атлантах или трех китах, а на старых леди.
На континенте, где британские традиции нередко являются предметом жгучей зависти, на самом деле не слишком обеспокоены точностью родословной этой архетипической английской героини: она всегда будет чем-то средним между королевой Викторией и мисс Марпл. Они консервативны и здравомыслящи, эти леди, немного комичны (и сами об этом знают), они не выставляют свое горе напоказ, они "не шевелятся" и не покидают столицу под бомбежками. Они не исчезают. Это не в их стиле.
| Лилия Шитенбург |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003