ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 КУЛЬТУРА 
"Электра": без комплексов
стоит ли смотреть "Электру" в Мариинском театре?
В Мариинском театре прошла очередная оперная премьера: "Электра" Рихарда Штрауса. Первым и до сей поры последним постановщиком "Электры" в Мариинском театре был Всеволод Мейерхольд, поставивший ее в 1913 году.

Гуго фон Гофмансталь, плодотворно сотрудничавший со Штраусом, в основу либретто положил свою же пьесу по трагедии Софокла "Электра": она с минимальными изменениями воплощена в музыке одноактной оперы. Поэтому я не буду пересказывать краткое содержание оперы: во-вторых, этим занимаются те критики, которым после спектакля больше нечего сказать, а во-первых - потому, что мой редактор все равно выкидывает из рецензий те места, где я, на его взгляд, слишком умничаю.
Так что я буду краток и замечу лишь, что Гофмансталь и Штраус создали мир даже более мрачный, чем в трагедии Софокла, и кровавая месть Электры матери и ее любовнику Эгисту за убийство своего отца Агамемнона воплощены Штраусом с огромной выразительной силой и яркостью. Характерная деталь: спустя три года после премьеры оперы (в 1909 году) Карл Юнг ввел в обиход термин "комплекс Электры". Соавторы хотели "противопоставить эту демоническую, исступленную Элладу VI века... гуманизму Гете".
Принято говорить, что в "Электре" Штраус предвосхитил тот экспрессионизм, который позднее так ярко воплотился, например, в "Воццеке" Альбана Берга. Другое дело, что Штраус всех обманул и после "Электры" создал абсолютно моцартианские по стилю и духу "Кавалера розы" и "Женщину без тени" -- однако это уже совсем другая история.
Действие оперы относится к эпохе Троянской войны и происходит в Микенах. Нынешний постановщик "Электры" -- британец Джонатан Кент (в багаже которого, как ныне водится, по большей части драматические спектакли), разумеется, перенес действие невесть куда: богатый дворянский венский дом вознесен над сценой как бы на второй "этаж", а планшет сцены -- это подвал, куда ведет неожиданно проломанный пол в центре холла. В подвале, заваленном всяким чердачным хламом (офисные кресла, деревянные стулья пятидесятых годов, ржавый капот от "Жигулей", и так далее), и обитает Электра. Она облачена в (почему-то неизбежные для постановок Мариинки последних лет) треники красного цвета и ношеную стройбатовскую робу, а отца вспоминает, проецируя слайды на простынь в углу.
"Мы поместили спектакль в современную Штраусу эпоху модерна, -- так охарактеризовал свои и художника-постановщика Пола Брауна труды сам режиссер. -- Мы хотели сохранить мифический статус сюжета оперы и в то же время взглянуть на нее глазами современного зрителя со всей многоплановостью его восприятия". Вот спасибо, а то бы мы, конечно, не поняли. Нынешнему тупому зрителю обязательно нужен бордель в "Травиате" и сумасшедший дом в "Пиковой даме", это всем известно.
Из исполнителей приятно порадовали Млада Худолей (Хризотемида) и Эдуард Цанга (Орест). Не производящий большого впечатления в итальянском репертуаре голос г-жи Худолей оказался в этой партии очень "на месте"; даже некоторые интонационные погрешности, вызванные форсировкой голоса, были случайными и впечатления не испортили. Пение бас-баритона Эдуарда Цанги выгодно отличали превосходная дикция, хороший немецкий язык и редкая для молодежи Мариинки вокальная культура. С ролью Клитемнестры справилась (но, пожалуй, не более того) меццо-сопрано Елена Витман: голосу ее пока недостает "мяса", а сценическим манерам -- добротной актерской "наглости". Надо надеяться, что все это у нее еще впереди.
Однако героиней вечера, бесспорно, стала исполнительница заглавной роли Лариса Гоголевская: хотя в начале оперы и возникло впечатление некоторого вокального дискомфорта у певицы, она очень быстро распелась и блестяще справилась с одной из самых труднейших партий сопрано в мировом репертуаре.
Штраус воплотил в оркестровке "Электры" ставшие его визитной карточкой чудеса изобразительности и изобретательности; состав оркестра настолько велик, что ударные пришлось вынуть из оркестровой ямы и разместить в ложах над оркестром. Но мастер добивался не массивности оркестрового звука, а многокрасочности: огромный оркестр служит композитору палитрой, позволяющей воплотить не только вой ветра или другие "звуковые эффекты", но и движения души. Штраус советовал дирижерам: "Дирижируй "Саломеей" и "Электрой", будто музыкой эльфов Мендельсона".
Разумеется, Валерий Гергиев все сделал наоборот: оркестр звучал тяжело, массивно и громко. Благодаря мастерству оркестрантов отдельные голоса и темы (почти серийные по технике) не терялись в общем звучании, но -- благодаря воле дирижера -- были в равной степени крикливы и лишены нюансов. Вознесенный на несколько метров над сценой "пол", казалось, только подчеркивал пропасть между оркестром и вокалистами -- увлеченный партитурой маэстро головы не поднимал, предоставив певцов самим себе.
Знатокам и любителям Штрауса я не посоветую ходить на премьеру в Мариинку: если у вас на слуху записи Кляйбера или Шолти, то эту музыку вы просто не узнаете. Если же вы совсем не знакомы с этой оперой, то не посоветую тем более: вряд ли возможно получить хоть сколько-нибудь ценное представление о картине крутого колориста-импрессиониста по нечеткой черно-белой фотографии.
| Кирилл Веселаго |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003