ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 СКАНДАЛЫ 
В оперу с решающим голосом
зачем миллиардер стал директором Театра оперы и балета?
В Театре оперы и балета имени Мусоргского (в народе -- Малый оперный, или Малегот) стремительно поменяли директора. В марте город пышно поздравил Станислава Гаудасинского с 70-летием, а два месяца спустя тот уже написал заявление "по собственному" с поста директора. Директорское кресло теперь занимает бизнесмен, миллиардер и любитель джаза Владимир Кехман. Должность худрука Гаудасинскому пока оставили.

Операцию "Преемник" в театре городского подчинения Смольный провел молниеносно. Отставке Станислава Гаудасинского, совмещавшего должности худрука и директора, не помешали ни его неявка в назначенный час в комитет по культуре, ни намечавшиеся волнения в театре. Глава Малого оперного казался фигурой непотопляемой (с 1980-го года он главреж, с 1997-го -- также директор театра), но сдался буквально за несколько дней без боя. Для прихода нового руководителя был изменен устав театра и введена должность гендиректора.
В новом для себя амплуа предстал председатель совета директоров компании JFC (крупнейшего российского импортера фруктов, известного народу по рекламной кампании "съел банан -- спас мир") Владимир Кехман. Как утверждают источники "Города", эта идея принадлежала не главе комитета по культуре Николаю Бурову и даже не культурному вице-губернатору Сергею Тарасову, а Валентине Матвиенко. Ей предложил себя в качестве рулевого оперного театра якобы сам "банановый король". Еще раньше он предложил построить на месте Фрунзенского универмага деловой центр по проекту британского архитектора Нормана Фостера.
Зачем бизнесмену Кехману, чья фамилия фигурирует в списках петербургских миллиардеров, понадобился театр -- это самое интересное. Официальная версия такова: в следующем году Малый оперный (к его творческому уровню в последнее время предъявляли немало претензий) отметит 175-летие. Денег на празднование юбилея в городской казне немного, а отметить его хочется с пафосом. Предполагается, что новый гендиректор создаст фонд бывшего Михайловского театра, куда привлечет десятки миллионов долларов, да еще вложит собственные средства.
Коллеги предпринимателя по фруктовому бизнесу говорят нечто обтекаемое, типа "в жизни каждого человека наступает момент, когда хочется резко все поменять". Тем временем в кулуарах театра обсуждают самые невероятные версии: якобы бизнесмен возглавил театр ради своей жены -- поклонницы высокого искусства. Солисты оперы настороженно восприняли информацию о том, что Владимир Кехман любит петь.
-- Никто до конца не уверен, оставят ли дальше в театре Гаудасинского -- тем более что были ревизии и выявили нарушения. Да и не знаю, кто из нас, артистов, останется. Все бегают с выпученными глазами, особенно начальство нервничает. Конечно, материально мы плохо жили -- я, например, в месяц зарабатываю десять тысяч с хвостиком. Давно нет полноценных гастролей. Но все равно страшно, -- признался "Городу" солист оперы.
Владимир Кехман (он учился на факультете иностранных языков Самарского пединститута) не первый менеджер, который допущен к управлению петербургскими учреждениями культуры. Примеры были удачные и не очень. Из удачных: экс-директор "Зенита" Илья Черкасов довел ремонт Филармонии до победного конца и теперь без комплексов обсуждает нюансы акустики.
-- То, что в театр приходят бизнесмены, меня абсолютно не шокирует. Вообще-то законы управления общие. Почему-то никого не смущает, когда человек, который руководил химкомбинатом, возглавляет, допустим, автозавод. Вздохи по поводу того, что в театре все особое, я в расчет не беру. Это тот же выпуск продукции, которая должна покупаться. Только нужно изучать -- какая продукция, кто должен покупать, -- рассуждает гендиректор театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб. -- Театральный менеджмент у нас в стране, особенно в периферии, на пещерном уровне. Наши театры живут, к сожалению, в нищенских, но тепличных условиях еще советской эпохи. Директора всегда были скорее идеологическими работниками, они присматривали за худруками. Поэтому настоящего театрального менеджмента -- агрессивного, активного, современного у нас почти нет. Маркетингом не занимаются, и часто театры выпускают одни и те же галоши, которые уже давно никем не востребованы. Если в театр приходят люди, которые владеют законами менеджмента, ничего плохого в этом нет. Овладеть спецификой производства можно за полгода, если окружить себя хорошими советниками.
После знакомства с Владимиром Кехманом в театре поняли, что он не намерен закрывать глаза на нефинансовую часть. Кстати, в культурном арсенале гендиректора -- организация первых российских гастролей Хосе Каррераса и создание джаз-клуба JFC. Свой новый бизнес-проект предприниматель хочет украсить свежими творческими силами, а труппу усилить звездами. Предполагается, что балетом будет руководить Фарух Рузиматов, а курировать оперную часть станет Любовь Казарновская.
Когда Станислав Гаудасинский еще прочно сидел в директорском кресле, он начал ставить "Трех мушкетеров" -- новую оперу Александра Чайковского, композитора и ректора Петербургской консерватории. Репетиции продолжаются, премьера намечена на 27 июня.
-- Насчет того, состоится ли она, я теперь уже ничего не знаю. Надеюсь, что да, но голову на отсечение не дам, -- признался "Городу" Александр Чайковский. -- Все это настолько неожиданно, что понять ничего не могу. Я уже давно работаю с разными театрами, но не могу вспомнить случая такой ураганной смены директора. Если говорить о творческом состоянии труппы, то в любом театре можно найти недостатки. Я вот где-то прочитал, что Театр имени Мусоргского деградировал. Честно говоря, перед началом репетиций "Трех мушкетеров" побывал на нескольких операх, познакомился с труппой. И понял, что состав на мою оперу набрать можно. Там, например, очень интересный, новаторский, просто изумительный спектакль "Реквием" Верди в постановке Гаудасинского. И я не согласен, что труппа находится в упадке. Другое дело, что зарплаты артистов неприлично низкие, театру нужен ремонт. А премьера... Теперь даже не знаю, что лучше -- чтобы она состоялась или нет.
Ирина Начарова


Комментарий

Николай Буров, председатель комитета по культуре:
-- Кто автор идеи назначения Владимира Кехмана директором Малого оперного?
-- Дело в том, что он очень хотел возглавить театр, и я прислушивался уже к его мнению.
-- А если какие-нибудь алюминиевые или фармацевтические короли, которые тоже любят петь, так же захотят руководить театрами?
-- Я бы, кстати, с радостью раздал бы всем королям по театру, чтобы они их опекали и платили им деньги. Если Кехман сказал: "Я люблю петь", и после этого возглавил оперный театр, это категорически не означает, что он начнет петь на этой сцене. Просто, знаете, он влюбился в театр и очень хотел бы подпевать из своего кабинета, и категорически в той части, которая называется "экономическая составляющая". Можете написать, что я ржал как лошадь по поводу версии об оперной карьере нового гендиректора. Он умный человек. Если бы он был тупицей, который бы сказал, что хочет петь и пошел бы на сцену оперного театра, он никогда не был бы миллиардером. Он очень успешный предприниматель прежде всего. Меня интересует с его стороны любовь к театру, желание сделать его масштабным. Мы говорим о пятом императорском театре России -- Михайловском театре. Это не Дом культуры Капранова. Я не хочу развивать тему его сегодняшнего состояния -- мы договорились ни в кого не кидаться гнилыми помидорами. Кехман сегодня хочет сделать уникальный театр -- вернуть пятому императорскому имя, значение, положение. Он готов вкладывать в него деньги. Государевых денег чуть-чуть не хватает. Если в каждый театр придет свой Кехман, подозреваю, у нас будет большой успех.
-- Он действительно создаст фонд театра, который составит десятки миллионов долларов?
-- Это надо у него спрашивать -- привлечет ли он такие суммы. Но, самое главное, он сказал -- и я верю ему, -- что первое действие, которое предпримет, -- это создание фонда, потому что в будущем году театру 175 лет, и именно из этого фонда он будет подпитываться по реализации празднования. Меня это безумно устраивает, потому что та программа, которую предлагал предыдущий директор, была затратная. Чем меньше будет нагрузка на госбюджет, тем приятнее. Чем больше возьмет на себя новый руководитель, тем интереснее. А пройти мимо этого юбилея мы не имеем права.
-- На ваш взгляд, удалось деликатно решить ситуацию с отставкой Станислава Гаудасинского? На встречу в ваш кабинет он не явился, да и сейчас, говорят, в подавленном состоянии.
-- Спросите меня -- в каком я был состоянии, когда он якобы подавленный не явился. Мы договорились -- вот и все. Главное решение -- это общая договоренность. Я бы не изображал это все как какую-то скандальную ситуацию -- получилась нормальная рабочая ситуация. Я готов воспринять его неявку как участие в репетициях в качестве постановщика.
-- Как долго он останется художественным руководителем?
-- Я вам так скажу: сегодня он художественный руководитель театра. Как надолго -- здесь без комментариев.
И. Н.

Версии

Директора и мандарины

Сенсационная отставка Станислава Гаудасинского с поста директора Театра оперы и балета имени Мусоргского и еще более сенсационное назначение на пост генерального директора театра фруктового олигарха Владимира Кехмана породили массу версий и слухов о том, почему это произошло и что за этим последует.
Благообразная версия событий около Малегота выглядит так. Г-н Гаудасинский отработал свое и должен уйти (в марте ему исполнилось 70, он получил орден "За заслуги перед Отечеством III cтепени"), потому что театру требуется капитальная реконструкция -- причем речь идет не только о недвижимости. Не секрет, что спектакли театра давно перестали быть событиями даже городского масштаба. Второй после Мариинки театр академического направления "гонит" среднестатистические постановки, которые успешно продаются туристам. Времена, когда Малый оперный был местом для экспериментов Мейерхольда, Шостаковича и Прокофьева, выглядят такими же древними, как античность.
В середине 1990-х годов картина разделения труда в петербургских оперных театрах казалось простой и ясной. Мариинский театр ставит мировые шедевры на языке оригинала. Театр Мусоргского -- такие же хиты по-русски (в мире такие театры принято называть национальными операми) и новые актуальные произведения. Но быстро выяснилось, что в Петербурге на два театра не хватает ни солистов для оперы и балета, ни режиссеров, ни произведений. Теперь, если следовать этой, "приличной" версии, городские власти решили вернуть Малому оперному былую славу, пригласив современный менеджмент.
Серьезные сомнения, что события развиваются именно так, порождает назначение Владимира Кехмана на пост управленца. Обычно, если крупный бизнесмен намеревается бескорыстно помочь культурному учреждению и намерен контролировать расходование выделенных им средств, придуманы разнообразные способы участия в судьбе культурного учреждения: председательство в попечительском совете, президентство в фонде театра и т.п. Но г-на Кехмана назначают гендиректором, то есть отвечающим за принятие всех управленческих решений в государственном театре (при этом разговоры о возможном назначении балетной звезды Фаруха Рузиматова руководить балетом, а оперной дивы Любови Казарновской -- оперой выглядят пиаровским ходом для сохранения приличий. Первый не имеет серьезного постановочного и административного опыта, вторая очень не долго и не слишком успешно поработала на посту худрука Калининградской филармонии).
И тогда более достоверной становится вторая версия о "рокировочке" Гаудасинский -- Кехман с целью убить сразу двух зайцев. Первая цель -- с помощью Владимира Кехмана начать извлечение доходов из недвижимости, принадлежащей театру. Вторая -- устранение от дел влиятельного супружеского тандема Ирина Богачева -- Станислав Гаудасинский,
Начнем с первой цели. По слухам, фруктовые дела г-на Кехмана не настолько успешны, чтобы начать затратный проект по сносу принадлежащего ему Фрунзенского универмага и строительству на этом месте большого офисного центра. Возможно, поэтому бизнесмену передали "девелопмент" Малого оперного театра. Речь идет о соседних зданиях, где находится общежитие театра и ряд других служб, -- участок в самом центре Петербурга поистине золотой. Кроме того, мастерские театра по-прежнему располагаются во дворе Российского этнографического музея. О сносе занимаемого ими здания много говорилось, когда обсуждался проект строительства в этом дворе апартамент-отеля.
Теперь о второй цели. Очевидцы вспоминают, как два с половиной года назад Николай Буров стал председателем комитета по культуре. Тогда губернатор Валентина Матвиенко собрала культурную общественность, чтобы та назвала свою кандидатуру. Г-н Гаудасинский не высказался в пользу Бурова. Разумеется, это мелочь, но такие вещи забывать не принято. Так же как и отказ возглавляемой Гаудасинским комиссии по памятникам Общественного совета Петербурга одобрить идею установки бронзового Петра I Зураба Церетели в центре города.
Говорят, что Ирина Богачева, супруга бывшего директора Театра Мусоргского, на правах почетного гражданина Петербурга получает аудиенции у губернатора и просит бюджетных денег на мероприятия своего фонда. Губернатор ее принимает, но без восторга.
Вадим Михайлов

Кадры

Малый оперный до сих пор существовал как в летаргическом сне. Труппа здесь сонная, как болото. Зарплаты здесь чуть ли не на порядок меньше мариинских. Правда, исполнительский уровень тоже.
Нынешние руководители -- поколение 70-летних. Станислав Гаудасинский с 1980-го главреж и худрук. Николай Боярчиков главный балетмейстер с 1977-го. Ни один, ни другой не задумались о том, что кто-то может решиться на их замену. Тем не менее это скорее всего произойдет. Из прежнего руководства своих позиций не потеряет, похоже, только главный дирижер Андрей Аниханов.
Теперь, видимо, художественное руководство сменят на директорское управление. Правда, кроме бизнесмена Кехмана остальные имена руководителей пока предположительны. На пост директора балета ожидается Фарух Рузиматов. Замечательный танцовщик последние годы больше занят антрепризной работой и накопил подходящий опыт. С Малым театром сотрудничает давно, вплоть до выбора составов для зарубежных гастролей труппы. Но -- его имя возникает каждый раз, когда оказывается руководящая вакансия в балете. В результате он не руководит ни балетом Мариинки, ни "Хореографическими миниатюрами", ни Вагановской академией. И еще -- особого вкуса в выборе постановщиков даже собственных спектаклей он пока не проявлял. В опере ситуация совсем туманная. Пока прозвучало только имя Любови Казарновской, что более чем странно. Она занимается практически только исполнительской деятельностью, к тому же у нее отягчающие обстоятельства в виде продолжительного пребывания за рубежом.
Кстати, по слухам, новый директор обратил внимание на театр зимой, когда в дни рождественской ярмарки на площади Искусств продавали с грузовиков апельсины-мандарины его компании.
В общем, понятно, что если спящая красавица не просыпается -- ее надо будить. Однако на практике не всегда это делают принцы.
Ирина Губская
| |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003