ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ТЕНДЕНЦИИ 
Тот, кто сегодня поет не с нами
почему конкурс "Евровидение" вызвал всплеск славянского патриотизма
Недавний конкурс "Евровидение" вызвал бурный всплеск патриотизма. Но не такого, что "ура, ура, у наших девушек третье место", а жутко воинственного. Скажем, аудитория, собравшаяся в ночь подведения итогов в студии Первого канала, предала анафеме Андрея Данилку -- Верку Сердючку, спевшего "Раша, гуд-бай", и провозгласила победу "поднимающих голову славян", которые заняли сплошь верхние строчки конкурсной таблицы. Заодно -- не без злорадства -- было объявлено о "полной деградации" Западной Европы.

"Город" попросил прокомментировать этот феномен доктора философии (Колумбийский университет), директора международных программ факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Павла ЛЫСАКОВА.
-- Почему безобидный песенный конкурс вызвал столько агрессии?
-- Это не взялось из пустоты и не свалилось с Луны. Казалось бы, "Евровидение" не имеет никакого отношения к политике, но оно политизируется. Сейчас много пишут о том, что в массмедиа царит гламурно-официозная атмосфера. С одной стороны, никаких социальных проблем, на телеэкране -- только богатые, хорошо одетые люди. Загорелые, с белыми зубами, на дорогих машинах, на дорогих курортах и так далее. С другой стороны, показывают власть, которая хвалится своими достижениями как на внутреннем пространстве, так и на международной арене. При этом растет число публикаций о крайне плохом состоянии экономики. О том, что черный день, на который откладываются деньги стабилизационного фонда, уже наступил. Ничего похожего не услышишь ни на Первом канале, ни на "России", но на канале РБК, например, об этом говорят журналисты.
То есть получается, что в стране накапливаются эмоции, которые не вентилируются через какие-то политические каналы.
-- Что за эмоции?
-- Ощущение неполноценности, из-за того, что у нас не все в порядке, а хочется, чтобы было в порядке. Выступления против Украины, против всего мира, против США, против Европы носят некую компенсаторную функцию: да, мы не можем улучшить здравоохранение, образование и сделать чистыми улицы, зато у нас есть что-то такое, чего нет у вас. Во все времена это называлось "умом Россию не понять", русской идеей и так далее. То же самое было в Советском Союзе...
-- "Зато мы делаем ракеты"?
-- Совершенно верно. Мы посылали ракеты и развивали балет, народ в основном голодал, и при этом говорилось: Запад загнивает, мы лучше их. То же самое, думаю, происходило и до революции. Вспомните Достоевского -- в его газетах были очень сильные антипольские настроения.
-- Ну, Федор Михайлович всегда этим отличался...
-- Тем не менее газеты кто-то читал, покупал, "Газпром" не спонсировал эти издания. В моменты кризисов постоянно случаются всплески националистического, шовинистического толка: мы лучше! "Вот украинцы лезут в НАТО, в Европу, а с нами быть не хотят -- значит, они фашисты". И, конечно, Верка Сердючка очень неосмотрительно включила в свое выступление "немецкий язык" -- зигель-зигель ай-люлю, айн-цвай-драй и что-то там такое. Это подействовало на многих как красная тряпка.
-- Обсуждение итогов "Евровидения" проходило не только под лозунгом "Гей, славяне", часто слово "гей" употреблялось и в другом значении. Почему этот конкурс называют парадом геев и лесбиянок?
-- Насчет лесбиянок не слышал... Дело в том, что сегодняшнее "Евровидение" -- очень специфический жанр. Это сознательный, эстетизированный китч. Я знаю много людей, которые относятся к "Евровидению" не как к серьезному конкурсу, а именно как к сумасшествию, где будет китч. И в этом смысле как раз Сердючка очень попала в тему и со своей песней (совершенно сумасшедшие, дурацкие слова), и со своим серебряным нарядом.
Теперь по поводу геев. В культуре есть явление, очень схожее с китчем, оно называется английским словом camp. Это такой эксцентрический юмор, тоже слегка сумасшедший. Он обыгрывает китч и... веселится. Вот эта культура camp где-то пересекается с культурой гей-парадов и прочими делами. Видимо, для каких-то активных гейских групп (в культурном отношении) "Евровидение" является событием, где можно приколоться по части кемпа.
-- И себя показать...
-- Там же открыто не говорилось, кто из них гей, кто не гей.
-- Это все равно читалось.
-- Так можно дойти до нацистских определений: как выглядит еврей? Как выглядят русские? Как выглядят гомосексуалисты?.. Я бы не стал с ходу давать оценку тому, что вижу, и навешивать ярлыки на людей.
-- Получается, искусство, которое, говоря банально, призвано объединять, стало причиной скандала...
-- Если где-то есть хороший пианист или виолончелист, никто не станет говорить: наши виолончелисты самые лучшие, наши пианисты всех победили. Хотя мы знаем, что у нас отличная школа, и действительно, очень много хороших -- у нас. Это что касается высокого искусства. Но массовое искусство устроено немножко по-другому. Потому и возможны всякие низменные инстинкты и эмоциональные позывы "мы их круче!" в отношении таких явлений, как "Евровидение". Кроме всего, не следует забывать, что, "скандал" наверняка был срежиссирован. Фактически получилось ток-шоу на тему "Какие мы крутые". Эта тема идет вполне в линию с позицией Первого канала. Тот же вариант программы "Однако", перенесенный с политики на конкурс "Евровидение".
-- Но ведь чем-то "мы" отличаемся от "них". Хотя бы славянской тоской. Что вы можете об этом рассказать?
-- Ничего.
-- Почему? Вы же ученый!
-- Я не признаю таких вещей -- славянская тоска, загадочная русская душа. Это все выдумки, их нет. Вернее, русская душа есть. Есть английская душа и американская... Сильно сомневаюсь, чтобы одна из них была загадочнее другой. Внутри американца сидит куча всего, что отличает его от вас, чего он никогда не сможет вам объяснить, именно поэтому он американец, а не русский. Но заявлять "мое лучше, чем твое", по меньшей мере странно.
Приведу радикальный пример. Мне его рассказала Марина Ледковская -- профессор Колумбийского университета, сейчас на пенсии (надеюсь, что еще жива). Племянница Набокова, в частности.
-- Гм.
-- Как вы понимаете, профессором она стала не из-за этого. В первой половине 90-х годов муж Татьяны Толстой работал в Принстоне, она там жила несколько лет, что-то преподавала, выступала на конференциях, на разных встречах, которые устраивались в ее честь. И писала сюда: до чего же американцы все тупые, ни черта не понимают, какая у них дурацкая реклама. (Хотя, думаю, она просто не имела возможности что-то понять на самом деле.) Как-то на одной из встреч Толстая сказала собравшимся: "Да ну, у вас в Америке вообще нет культуры". Ледковская, которая передала мне этот эпизод, прокомментировала его так: "В стране, где живет эта женщина, невозможно проехать в вагоне метро, потому что люди не знают, для чего существует мыло. Мы ее пригласили, и она нам заявляет, что у нас нет культуры!" Это говорит русская эмигрантка.
-- Толстая, конечно, проявила бестактность. Но, с другой стороны, по ее словам, американские студенты действительно жутко серые...
-- Не знаю, что она имела в виду... Один мой коллега работает в Финляндии, преподает студентам. Они не слышали о Горбачеве, и это вполне нормально. Финн, который родился в 89-м году, жил у себя в Финляндии, сейчас ему 18 лет, -- откуда он может узнать, кто такой Горбачев? Разве что на уроке истории. Ничего страшного, если американские студенты, почти не занимавшиеся Россией, понятия не имеют, что это за дата -- 1917 год. И вы их не оскорбите, если спросите: "Знаете, кто такой Ленин? Хорошо, сейчас расскажу". Или, например, возникает разговор о том, почему Петербург становился Петроградом, Ленинградом. "А кто такой Петр?.. Сейчас расскажу". Повторяю, для них это совершенно нормально. Точно так же, возможно, вы не знаете, кто основал Нью-Йорк. И что вначале город назывался иначе. Знаете?
-- Какой-то дядька основал -- во время Великих географических открытий, когда доплыл до реки Гудзон... Гудзон?!
-- Нет, это немного другое. Вообще Нью-Йорк сначала был голландским городом, потом его откупили английские поселенцы. А основал Нью-Йорк, или, вернее, развил поселение до размеров города, Питер Стайвезант. Правда, назывался этот город New Amsterdam -- Новый Амстердам. И Гарлем, который известен обычному русскому образованному человеку как негритянский квартал Нью-Йорка, получил свое имя в честь голландского города Гарлема... Есть масса вещей, которых мы не знаем про Америку
-- Какой номер на "Евровидении" тронул вас -- при всех ваших знаниях -- больше всего? Над какой песней рыдали?
-- Рыдать не рыдал, но мне понравилась Верка Сердючка, я бы отдал первое место ей. Данилко не просто вычислил формулу "Евровидения", он туда органично вписался, потому что эта формула по духу связана с его предыдущей деятельностью -- и с проводницей Сердючкой, и с упражнениями в поп-музыке. Все его творчество пересекается с теми культурными схемами, которые используются на "Евровидении". Вот этот camp, этот китч.
-- Насколько китчево (если есть такое слово) выглядит жест президента Украины Ющенко, который за успех на "Евровидении" подарил Данилке икону?
-- Наверно, в этом тоже есть что-то такое, идущее от чувства национальной неполноценности, сверхгордости. Потому что, естественно, победа на "Евровидении" -- совсем не та победа, которой стоит гордиться на национальном уровне. Или не то поражение, из-за которого можно всерьез огорчаться. И вообще икона -- вещь из контекста религиозного, а "Евровидение" -- это полная профанация.
| Елена Евграфова |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003