ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 КУЛЬТУРА 
Горе не от Дюма
стоит ли смотреть "Трех мушкетеров" на музыку Чайковского в постановке Гаудасинского?
На прошлой неделе Малый оперный театр представил (правда, не на своей ремонтируемой сцене -- а на сцене Театра оперы и балета СПб консерватории) свою оперную премьеру: "Три мушкетера" композитора А. Чайковского в постановке С. Гаудасинского.

На пресс-конференции перед премьерой автор либретто Александр Белинский зачем-то вдруг заявил о своем внутреннем конфликте с Достоевским; режиссер-постановщик Станислав Гаудасинский, наоборот, заверил журналистов в своей любви к автору "Бесов". А поэт-песенник Николай Денисов обошел фигуру Достоевского молчанием, но зато громко и с чувством читал свои вирши -- разумеется, там рефреном повторялось: "один за всех и все за одного".
И эта фраза, как оказалось впоследствии, была вовсе не лишена смысла, поскольку единственный молчавший всю пресс-конференцию человек -- художник-постановщик Вячеслав Окунев -- сделал, один за всех, потрясающую работу: его нарочито-театральные костюмы и декорации, выполненные в хрупком равновесии некоторой отстраненности художника от эпохи "галантного стиля", легкой иронии и ностальгии по нему же, создали атмосферу романтического спектакля.
Увы! -- один в поле не воин. И даже не в том беда, что г-н Гаудасинский заполнил сцену режиссурой в своем обычном стиле, кондовой этакой "вампукой": в конце концов, это могло бы сойти за шутку или шарж -- ведь в опере (так, по крайней мере, нас учил великий Моцарт) все же главенствует музыка. И вот тут-то мы и подошли к самому печальному. Новая опера современного композитора часто дает критику огромный простор для зубоскальства: мол, это позаимствовано у этого композитора, а вот это -- у того... Особо робкие композиторы (например, Леонид Десятников в недавней опере "Дети Розенталя") вообще преподносят стилизацию и подражание, как некий тонкий прием - однако этот способ часто оказывается настолько тонким, что опера забывается практически сразу после премьеры.
Иное дело -- музыка Александра Чайковского. Она не вторична, не подражательна; она не копирует и не перепевает сочинений великих (или не очень) предшественников; вовсе нет! Этот опус г-на Чайковского таков, что к нему даже трудно придраться. Вот если бы вдруг объявили в мире конкурс на самое бездарное сочинение в мире, то я почти гарантирую: увидели бы мы г-на Чайковского (не Петра, а Александра -- должен же я обыграть в этих заметках курьезное совпадение фамилий) в лавровом венке победителя; это самое чистое по жанру бездарное произведение из всех, что я когда-либо слышал. Приходится с сожалением констатировать, что Чайковский (ученик Тихона Хренникова по композиции) не превзошел своего учителя. Вспоминается термин "песенная опера", который советское музыковедение изобрело в связи с творчеством композитора Ивана Дзержинского: неспособность к полифонии, к написанию ансамблей и речитативов, к яркой мелодической линии (а не к скверной оркестровке трехаккордовых бардовских песен) -- все это, конечно, роднит Чайковского с Дзержинским. (Для тех, кто не знает: "Дзержинский Иван Иванович -- советский композитор, член КПСС с 1942 г. Автор опер "Поднятая целина" (1937), "Далеко от Москвы" (1954) и др. Наиболее популярна из них "Тихий Дон", для которой характерны обращение к тематике большого гражданского звучания, творческое использование русского фольклора и тесная связь с советской массовой песенностью" -- справка из музыкальной энциклопедии брежневских времен).
Цитирование в музыке "Трех мушкетеров" революционных песен и некоторых других знакомых публике мотивчиков, видимо, должно развеселить публику: "Авторская ирония рождает целый ряд ассоциаций и помогает ярко и выразительно подчеркнуть комизм различных ситуаций" -- кокетливо поясняется в пресс-релизе. Давно известно: сам себя не похвалишь -- никто не похвалит. Но авторы релиза заходятся от восторга: "Очень радует, что такой серьезный человек, как ректор Консерватории, решил возродить комическую оперу".
Разговорных диалогов, не подкрепленных музыкой, в новом сочинении -- тьма. Но ни мюзиклом, ни опереттой "Три мушкетера" назвать нельзя: в упомянутых жанрах ценность представляет мелодия. Тем более нельзя назвать это сочинение оперой (хотя композитор утверждает, что написал именно "комическую оперу XXI века"). Возможно, г-ну Чайковский стоит поучиться в своем же учебном заведении: скажем, у Геннадия Банщикова -- инструментовке, а у Бориса Тищенко -- композиции?
Из исполнителей (в лучших традициях Малого) никто особо не запомнился: по-настоящему хорошим вокалом и сценической органикой порадовала только меццо-сопрано Нина Романова в роли трактирщицы. Миледи, Констанция и Королева Анна (Е. Егорова, О. Шанина и Ю. Симонова соответственно) не только пели весьма пестро, но и не отличались ясной дикцией в разговорных диалогах. Д`Артаньяна исполнял А. Кузнецов -- симпатичный молодой человек, еле слышный совещательный голос которого трудно отнести к его неоспоримым достоинствам. Атос, Портос и Арамис (С. Сафенин, А. Матвеев и А. Волынкин) отпели свои партии, как говорится, "в пределах санитарной нормы": без проколов, но и без откровений. Роль Кардинала Ришелье была отдана В. Лукьянову, обладающему резким, громким и противным характерным тенором: наверное, по мысли создателей опуса, это тоже смешно.
"В былые времена композитор, не умевший писать комические оперы, не имел права на существование", -- заявил на пресс-конференции Александр Чайковский. И добавил: "Ректору-композитору просто необходимо писать веселую музыку для того, чтобы выжить". Получается, что композитор, который в "былые времена не имел права на существование", став ректором, все же должен писать "веселую музыку": иначе ему, бедному, просто не выжить. Достаточно веская причина для того, чтобы представить питерской публике "Трех мушкетеров". Тем более что других аргументов в пользу новой постановки, на мой взгляд, нет.
Кирилл Веселаго

Уточнение

По техническим причинам в прошлом (23-й) номере "Города" была допущена ошибка -- окончание статьи К. Веселаго "Гергиевский крест" следует читать: "Однако Гергиев в свои 54 года больше напоминает Алексея из "Игрока", с обезумевшим взором и дикой улыбкой твердящего: "Кто б мог подумать... Двадцать раз подряд вышла красная!..""
| |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003