ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
 ТАК ЖЕ В РУБРИКЕ:
Катастрофа после смены власти
Катастрофа с "Невским экспрессом" произошла почти сразу после того, как в Новгородской области сменилась ...
Далее
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 НАПАСТИ 
Мы мирные люди, но наш скорый поезд стоит на опасном пути
кто и зачем взорвал "Невский экспресс"?
Вечером в понедельник, 13 августа, на железнодорожной трассе Москва -- Петербург был взорван скоростной поезд "Невский экспресс". Тяжело пострадали четыре человека. К концу недели всем уже была известна официальная версия -- это теракт, совершенный, вероятно, в преддверии выборов непонятно какими террористами. Сработавшими, впрочем, непрофессионально. Официальная версия не дает ответов на несколько вопросов, например: почему взорвали именно этот поезд и именно тогда, когда его взорвали?


Вокзал

На утро после катастрофы я отправилась на Московский вокзал. Уже было известно, что из-за катастрофы с "Невским экспрессом" десятки поездов пущены в объезд и опаздывали. Центральные каналы сообщали о том, как все непривычно правильно было устроено в Москве -- на Ленинградском вокзале, если верить ТВ, оперативно помогали опоздавшим, щедро делились информацией со встречающими и т.д. В Петербурге я обнаружила немного другую картину.
-- Алло, ты где сейчас? Как, в Вологде? Ты же с Черного моря едешь?.. А я тебя пришла встречать, а когда поезд придет, непонятно. -- Закончив разговор, женщина ошалело уставилась в железнодорожную карту на стене светового зала Московского вокзала.
Таких, как она, в зале во вторник были тысячи. Вечером они укладывались на ночлег прямо в центральном зале или в камере хранения, где было немного холоднее.
"Ну почему мне нельзя пойти в комнату матери и ребенка?! -- возмущалась пожилая женщина. -- Внуку пять лет, ему плохо на жаре!" Термометр в зале показывал +37, на улице было не лучше. А на соседнем табло выставлялась информация про опаздывающие составы -- из-за задержек поездов из Москвы и других городов все уходящие поезда опаздывали под прибытие. По табло невозможно было определить, что пишется в графе "опоздание" -- время фактического прибытия или количество прибавленных часов.
Работники вокзала разъяснить мало чего могли. Оставалось одно -- сидеть безвылазно на вокзале и слушать невнятную громкую трансляцию (руководство ОЖД впоследствии объявило: ни один поезд не был отменен, но было задержано 170 поездов: какие-то на три часа, какие-то -- на 15 -- 18).
Еще несколько сотен человек толпились в кассах -- они хотели сдать билеты на "Невский экспресс" (для них была организована специальная очередь) или на другие московские поезда. "У меня завтра днем самолет из Домодедова, поезд должен прибыть в 9 утра, но сказали, что он доедет только с восьмичасовым опозданием. Нет, я лучше на машине..." Кстати, у Московского вокзала было непривычно мало таксистов -- то ли действительно занимались перевозками между двумя столицами, то ли отчаялись дожидаться пассажиров опаздывающих поездов. Интернет в те дни был забит воззваниями "ищу попутчика". А сотрудницы железнодорожных касс ходили по вокзалу в сопровождении милиционеров или курсантов. Специально для этого -- а не только для того, чтобы искать террористов, -- на вокзалы были отряжены группы транспортного ОМОНа.
-- Всего было сдано порядка 2,5 тысячи билетов, -- рассказал и.о. начальника ОЖД Анатолий Краснощек. -- Разумеется, никакие пени с пассажиров не взимались. Железная дорога потеряла на этом около 10 миллионов, но это были еще не самые серьезные траты.
Позже железнодорожники подсчитали, что во вторник на Московском и Ленинградском вокзалах двух столиц собралось в общей сложности 20 тысяч человек при ежесуточной пропускной способности в 3 -- 5 тысяч. Впрочем, пассажирам, застрявшим в лесах Вологодской или Псковской области, пришлось еще хуже.
Временная схема движения поезд в объезд места катастрофы выглядела так: из Петербурга в Москву -- через Чудово, Новгород, Дно, Бологое. Из Москвы -- через Ярославль, Вологду, Череповец. В итоге киевские поезда оказывались на Вологодчине, а задержка в пути в среднем составляла около 8 часов. Из 171 задержанного поезда только в 136 пассажиры были обеспечены питанием и водой. Остальным пришлось очень несладко: поезда стояли по нескольку часов в лесу, из вагонов никого не выпускали, кондиционеры отключали даже в фирменных вагонах...
-- Зачем кондиционеры-то отключали? -- спрашивали у железнодорожных руководителей.
-- Дело в том, -- поясняет Анатолий Краснощек, -- что множество фирменных поездов оказались на периферийных участках дороги, где электроподстанции просто не рассчитаны на подачу такого количества электроэнергии. Соответственно, ее приходилось экономить -- отключать кухонное оборудование, системы охлаждения и т.п. Сейчас мы готовы принять жалобы на те поезда, в которых пассажиры не были обеспечены необходимым, а фирмы, которые не справились с задачей по поставке воды и продуктов, будут лишены наших контрактов.

Место взрыва

Катастрофа с "Невским экспрессом" произошла на железнодорожном перегоне Бурга -- Краснянка в Маловишерском районе Новгородской области. Там через речку Черная проложен мост (высота моста -- 10 метров, длина -- 26,5 метра, глубина реки -- 30 метров). Место это, с одной стороны, доступное -- мост находится в полукилометре от дороги на Любытино. К нему ведет грунтовка, которая заканчивается непосредственно перед речкой. Для пешеходов в этом месте устроена переправа из бревен.
С другой стороны -- место достаточно безлюдное. Лес -- сплошной бурелом, для грибников он неудобен, поэтому гулять туда никто не ходит. А ближайший жилой дом находится в трех километрах от моста. Десятиметровая железнодорожная насыпь в некоторых местах отгорожена от леса металлической оградой. Именно за этой оградой, подлезть под которую труда не представляло, по словам спецслужб, и было найдено лежбище террористов.
Впечатление от осмотра места происшествия, как ни странно, осталось позитивное -- потому что действительно все могло закончиться гораздо хуже. Очень уж страшно выглядели поваленные вагоны, очень уж высоким показался мост через речку, в которую и должен был упасть поезд, по расчетам террористов (впрочем, расчетов террористов никто не знает -- но так думают эксперты). В общем, после осмотра места трагедии казалось невероятным, что в такой страшной аварии никто не погиб.
По словам взрывотехников, взрывное устройство мощностью 3 кг тротила было заложено между рельсами в 52 метрах от моста и оставило воронку в 2 метра в диаметре. Благодаря контррельсам поезд не сразу сошел с путей. 700-тонный состав двигался на большой скорости -- 185 км/ч, он проскочил мост и только потом стал заваливаться вправо, под насыпь. Полоса вспаханной земли на месте бывших рельсов тянулась на 700 метров. Однако и здесь повреждения оказались меньше, чем можно было ожидать: пути встречного направления уцелели почти полностью, чего не могло случиться, если бомбу заложили бы ближе к центру насыпи.
В общем, террористы оказались то ли не самыми большими специалистами во взрывном деле, то ли, наоборот, были настолько профессиональны, что сумели взорвать поезд, избежав жертв.
Очевидцы описывают аварию так: поезд сначала трясло, затем последние вагоны стали переворачиваться -- опрокинулись 3 из 12 вагонов. Больше всего досталось тем, кто в момент катастрофы находился в вагоне-ресторане. Многим показалось, что начался пожар: но это была просто бетонная пыль.
Мобильная связь в этом месте была -- поэтому пассажиры смогли вызвать спасателей и предупредить родных. На место примчалось несколько машин "скорой помощи" и пожарных. Чуть позже прибыли взрывотехники, которые отправились искать вторую закладку. Отсутствие пожара помогло избежать больших жертв. Кроме того, поезд какое-то время удерживался вертикально благодаря контррельсам. Они устанавливаются на всех мостах длиной более 25 метров (длина этого моста составляла 26,5 метра). Спасли пассажиров и крепкие бетонные, а не деревянные шпалы (их установили 10 лет назад).
Через несколько часов к месту аварии подогнали дизель-поезд, на котором пассажиров доставили в Петербург. Почти все смогли забрать свои вещи из вагонов -- кроме опрокинутых, куда забраться было сложно. Поэтому их, вернее, оставшиеся там вещи, тщательно охраняли от мародеров. Таковых, впрочем, не наблюдалось, хотя к месту крушения за сутки приехали несколько десятков местных жителей.
Железная дорога уже обрела своих героев. Известно, что на начальника поезда Игоря Болдырева написано представление о награждении его орденом Мужества. Семь членов поездной бригады, в том числе машинист Алексей Федотов, возможно, получат медаль ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". 150 железнодорожников, которые едва ли не круглосуточно работали на месте аварии, восстанавливая пути, удостоятся специальных премий.
Сам Игорь Болдырев написал в своем интернет-дневнике: "Любой опоздавший на самолет и в свое отпускное забугорье, вытаскивая через разбитое окно заваленного, искореженного вагона-ресторана молоденькую девочку-официантку с перебитыми ногами, всю в крови -- с радостью бы опоздал еще куда-нибудь, дабы кому-то стало легче! Есть моменты, когда своя шкурка не должна быть важнее боли других! А вообще нас всех спас Господь, и уже это является чудом!"
...В среду под насыпью лежали уже не три, а шесть поврежденных вагонов -- это останки поезда сбросили под откос сами железнодорожники -- они мешали восстановлению путей (восстановительные работы кипели несколько суток: рабочих кормили из специально оборудованной солдатской кухни). Железнодорожники решили, что пять вагонов состава будут утилизированы, остальные восстановят.

Мародеров нет

Через несколько дней после взрыва сотрудникам ФСБ удалось составить фоторобот подозреваемого -- этого незнакомого человека видели на путях до теракта.
-- Я тоже принимал участие в опросах населения: не видел ли кто из них кого-то подозрительного, -- рассказал маловишерский милиционер Алексей. -- В каждый из домов приходилось ходить по два раза, потому что пьяных опрашивать нельзя, а пьяные были все. Опрос вообще штука ненадежная, а в дачном поселке -- тем более. Там же кто незнакомый -- тот и подозрительный, а незнакомых -- полно.
Вечером в среду в районе действительно задержали двух мужчин, которые ходили по железнодорожным путям с неизвестной целью. Через несколько часов их отпустили, даже не взяв подписки о невыезде.
Кстати, местные жители проявили не самый большой интерес к произошедшему -- по крайней мере, по словам железнодорожников, зеваки на месте аварии почти не появлялись. Активность проявляли только предприимчивые таксисты.
-- Хлопок -- как будто самолет летит, низко так, -- рассказала жительница Краснянки. -- Я еще удивилась, что так громко, потому что, когда последний раз была в аэропорту, самолеты уже не грохотали, как раньше. У нас тут тишина, даже самолеты над нами не летают. А потом только, когда начали по дороге ездить машины с сиренами, я и поняла: что-то случилось. Но сирен было мало, дорога ведь и так пустая.
В маловишерскую больницу приходили местные жители, желающие сдать кровь для пострадавших, но им объяснили: раненые обеспечены всем необходимым, всех их готовят к переводу в Петербург. Почти все пострадавшие (всего их было шестьдесят, а в поезде ехали 250 человек, включая бригаду) отделались ушибами и порезами, но два человека получили переломы позвоночника (грудного и шейного отделов), один -- перелом ноги, еще одной девушке поставили диагноз "тупая травма живота".
Сотрудники ФСБ провели опрос жителей поселков Краснянка (3 км от места взрыва), Бурга (5 км) и Малая Вишера (16 км). Впрочем, те жители Малой Вишеры, с которыми общались мы, сказали нам, что до них следствие еще не добралось, наверное, опрашивали пока только самых подозрительных. А таковые имеются. И это не только националисты, которые, как известно, в Новгороде имеются, но и люди, которые были раньше замечены в диверсиях на железной дороге.
А диверсии в Новгородской области имели место -- в 1996 году в тех же краях, на перегоне Окуловка -- Малая Вишера были задержаны два подростка, 18-летний Олег Филиппов и 19-летний Сергей Науменко. Они развинтили гайки на нескольких рельсах и стали ждать фирменный поезд "Аврора". Юные мародеры рассчитывали, что поезд упадет под откос, возникнет жуткая паника, часть пассажиров погибнет, а другим будет не до вещей. Но на разрыв электроцепи среагировала автоматическая сигнализация, загорелся красный семафор, и машинист замедлил ход и вовремя остановился. Один из вагонов, правда, все же сошел с рельсов. Злоумышленников задержали спустя несколько дней, а через два года приговорили каждого к 10 годам колонии.
Еще через год, в июне 1997-го, на том же перегоне взорвался поезд "Юность". Погибли пять человек, в том числе ребенок, 13 были ранены. Следствие установило, что безоболочное взрывное устройство сработало, когда возможный террорист -- Гаджи Магомед Халилов -- засовывал его в технологический люк в вагоне. Халилов погиб, а отработка его связей ничего не дала.
А в 1988 году на участке Березайка -- Поплавенец сошел под откос поезд "Аврора". По версии газеты "Коммерсант", первыми на месте аварии оказались цыгане, успевшие обобрать пассажиров, но доказать их причастность к аварии следствие не смогло.
Правда, местные жители считают, что мародерская версия взрыва не имеет под собой оснований, и мародеров среди местных нет.
"Все жители Краснянки хотят работать на железной дороге, -- рассказал путевой мастер Александр. Он как раз возвращался на место аварии после шестичасового отдыха. -- Другой способ заработка -- это сдавать дома в аренду, но он не слишком надежен. А на "железке" можно заработать и на машину, и на спутниковую антенну, и на стеклопакет. Видите, сколько ухоженных домов в поселке? Это те, кто работает на дороге. Конечно, местные подростки с особым интересом относятся к дороге. Но не хулиганят, нет. Просто интересуются, как тут что происходит. На моей памяти даже камнями в окна уже несколько лет никто не бросается. Никому из поселковых не пришло бы в голову даже подложить на рельсы шпалы -- что уж говорить о взрывчатке..."
Так обстоят дела в Бурге и Краснянке. В Малой Вишеры, конечно, народу живет больше и разного. Но, как считают железнодорожники, маловишерские хулиганы не поехали бы устраивать аварию за 16 км -- они развлекаются поблизости от дома. Поэтому обитатели новгородских деревень склонны верить версии о терроризме -- но сами террористов не боятся, потому как этот выпад был направлен явно не против них.

Очень скорый поезд

Итак, место для теракта было выбрано удачно: глухое, но на федеральной трассе, мост -- высокий, выше обычного, но не охраняемый, а автодорога подходит к нему почти вплотную, так что уехать можно было без проблем. Взрывотехники установили, что бомба, хоть и была снабжена дистанционными проводами, но являлась контактной -- то есть срабатывала после соприкосновения с локомотивом. Для срабатывания требуется какое-то время -- поэтому бомба взорвалась, когда половина локомотива ее уже проскочила, в результате моторному вагону удалось проскочить мост и удержаться на рельсах, а не рухнуть в овраг, увлекая за собою вагоны. Провода были нужны для противоположной цели -- отключать устройство, если к нему приближался неподходящий поезд. Правда, до сих пор непонятно, почему в качестве объекта нападения террористы выбрали именно "Невский экспресс".
Справка: "Невский экспресс" преодолевает расстояние между двумя столицами за 4,5 часа. Поезд был построен в Твери и начал работать в июне 2001 года. В 2003 -- 2004 годах поезд проходил реконструкцию, так как эксплуатация выявила некоторые недостатки. Сидячие вагоны бизнес-класса оборудованы ортопедическими креслами и разделены стеклянными перегородками. Купейные вагоны рассчитаны на 6 сидячих мест.
"Невский экспресс" -- не самый населенный поезд, а в роковой понедельник он и вовсе был заполнен процентов на 80. Самые популярные для переездов между Москвой и Петербургом дни -- пятница и воскресенье. Поэтому, выбирая понедельник в качестве дня совершения взрыва и дневной "Невский экспресс" вместо обычного, забитого под завязку ночного поезда с плацкартными вагонами, устроившие взрыв, видимо, не пытались совершить акт с большим количеством жертв.
Пассажиры "Невского экспресса" были застрахованы на 12 тысяч рублей в компании ЖАСО (Железнодорожная ассоциация страховых организаций) -- но рассчитывать на компенсацию могут только пострадавшие, и суммы они получат небольшие -- несколько сотен рублей за поломанную руку. Теоретически компенсаций могут от железной дороги требовать все пассажиры, чьи планы были нарушены многочасовым опозданием: по правилам, каждый из них имеет право на возмещение морального вреда в размере 3 процентов от цены билета за каждый час -- в среднем получается около 500 рублей. Но уголовное дело уже возбуждено по статье "теракт", а нападение террористов считается форс-мажорным обстоятельством.
Ущерб от теракта был оценен в 215 миллионов рублей, но эта цифра не окончательная. Сейчас разрабатывается новая система противодействия террористам, а ее воплощение обязательно потребует новых затрат. На тяговых подстанциях должно заработать видеонаблюдение, новые устройства появятся в камерах хранения на вокзалах, а оперативной связью будет обеспечен каждый путевой рабочий. Помимо этого, внесено предложение об установке системы спутникового слежения за объектами железнодорожного транспорта.
| Нина Астафьева |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003