ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ТВ-РЕЙТИНГ 
Блаженный август
как ТВ забыло о случившемся 16 лет назад путче
К концу августа возникло стойкое ощущение, что событий нет и показывать нечего даже информационным программам. Несколько лет назад были опубликованы записные книжки Фазиля Искандера, там была смешная запись: "И вдруг по какому-то волшебству в России перестали воровать. Страна оцепенела. Никто не знал, что делать".

ТВ и показывает такую оцепенелую страну, в которой никто ничего не делает, потому что "делать" -- значит воровать, а это показывать нельзя. Воровали, как всем хорошо известно, только Березовский и Ходорковский, но в августе надоело сообщать и про них. Даже начальство, дозором регулярно объезжавшее страну, утомилось и куда-то скрылось. Правда, душа отдохнула на сообщении из Казахстана: на выборах в их парламент победила партия Назарбаева, загодя объявившего себя пожизненным президентом, и теперь парламент там будет однопартийным. В общем, дохнуло и повеяло чем-то добротно-брежневским, казахстанско-целинным... И если бы не катастрофа поезда "Невский экспресс", то оживлять новости было бы и вовсе нечем.
Зато здесь все показали очень подробно и многократно. Характерен состав назначенных виновными: два русских анархиста и чеченец пустили под откос поезд Москва -- Петербург. Таков образ врага: анархисты против власти как таковой, а добавка в виде чеченца нужна, чтобы была национальная острота. Вроде кетчупа к сосискам. Все вместе напоминает сталинское "обострение классовой борьбы" по мере продвижения к социализму. В наших условиях по мере приближения непонятно к чему, соответственно, усиливается терроризм.
Лично мне кажется, что поезд сошел с рельсов вследствие состояния насыпи, в которой могут быть сдвиги почвы около реки, состояния железнодорожного полотна, не готового к высоким скоростям скоростного поезда, этой "русской необгонимой тройки". Но открывать это бессмысленно и вредно: с одной стороны, был бы нанесен удар по престижу РЖД и ближнему боярину В. Якунину; с другой стороны, в любом событии должен быть политический смысл и подтекст. Без террористов и терактов население и вовсе перестанет понимать, зачем нужно начальство. Да, посещает, дает указания, сидит на заседаниях, но не маловато ли -- при условии, что воровства уже нет? При социализме начальство хотя бы боролось за урожай, раздавало по магазинам еду, кормило в прямом смысле, а что теперь? А теперь борется с террористами. Кстати, один из телеканалов напомнил, что 8 лет назад, в 1999 году, Басаев вошел в Дагестан, после чего началось "восстановление конституционного порядка", длившееся, как сказало ТВ, пять лет. Почему пять? А почему, собственно, не пять, если сказать можно все, что угодно, или вообще ничего не сказать. Скажем, о том, что на патриотической волне, поднятой войной с Чечней, к власти в 2000 году "на ура" пришел Путин, ТВ не напомнило.
Забыли все главные телеканалы и о том, что 19 августа 1991 г. в Москве к власти попытался прийти ГКЧП. О каких только юбилеях на пустой тележелудок не вспомнили: 70 лет Михалкову-Кончаловскому, 70 лет Вампилову, 75 лет Юрию Никулину, 95 лет Дудинской... А про тот путч и путчистов не было ни передач, ни даже упоминаний в новостях. Это та ненужная история, которую лучше забыть. Только кабельный канал "365", специально посвященный истории, показал передачу о путче, но передача оказалась такой, что понять из нее что-либо человеку, не вполне осведомленному в вопросе, было невозможно. Отрывочные фразы говорящих голов и повторение известных кадров хроники без комментариев.
Неупоминание путча 19 августа 1991 года -- симптом того, что, во-первых, все ТВ уже подконтрольно администрации президента, а, во-вторых, что ей же подконтрольно и прошлое. Можно было ожидать, что за 16 лет, прошедших после путча, будет написана подробная история СССР/России 1985 -- 2000 годов, хотя бы 1985 -- 1996 годов (включая первый президентский срок Ельцина). И не только по газетно-журнальным материалам, что уже само по себе интересно, но и по архивным материалам. Но я только что специально проверял книжные магазины: ни одной такой книги не написано. Контроль за прошлым привел к пустоте, продается исключительно макулатура, архивы на секунду при Ельцине приоткрылись и тут же закрылись снова.
Поэтому в том, что ТВ забыло про путч, есть глубокая закономерность. Она заключена в том, что страной правит та же корпорация, которая была реально у власти и в 1985 -- 1991 гг. Оруэлл, которого у меня уже нет сил цитировать, называл ее "внутренней партией". Кстати, определенных успехов после 1985 года она добилась: решена главная проблема -- нет товарного голода, дефицита, потреблять еду и промтовары можно бесконтрольно. Зато остальное, включая политическую свободу и информацию (в том числе и историческую), находится под контролем. Путч же страшен именно той свободой, которую почувствовало население, -- свободой митингов, шествий, баррикад... Нынешнюю власть вся эта вольница пугает, как Николая I пугало восстание, организованное декабристами, и потому решили, что лучше об этом не напоминать и ничего не показывать. Кстати, про декабристов как раз передач было много: видимо, это уже можно.
Что касается юбилеев, то тут проявилась другая тенденция: отсутствие представлений о художественной ценности. Михалкову-Кончаловскому 70 лет -- все, он великий, он классик, и никакие критические замечания немыслимы, а искусствоведческий анализ хотя бы в гомеопатических дозах не нужен. Достаточно славословий и того, что юбиляр скажет сам о себе. Василию Аксенову 75 -- все, он классик. Да он уже давно исписался, он уже давно в литературном смысле толстый и круглый ноль! Нет, на канале "Культура" идут триумфаторские передачи. Конечно, на фоне Татьяны Устиновой, по детективным романам которой первый канал все лето гонит жуткие фильмы, Аксенов еще кое-что. То есть хотя бы писатель с творческой историей, уходящей в 1960-е годы, с какими-то поисками жанра, опытами в жанре антисоветского романа... Но по "гамбургскому счету" -- совсем малая величина. Ни одной адекватной оценки: нельзя же расстроить старичка!
Александр Вампилов (1937 -- 1972). Другой случай -- очень тонкий автор, его пьесы годны либо для чтения, либо для постановки силами блестящих актеров. Масштаба Евгения Леонова, Николая Караченцова (я имею в виду мелодраму "Старший сын", показанную к юбилею) -- иначе подтекст не вскрыть, поверхность не пробить. И вот на канале "Культура" демонстрируют специально сделанный к юбилею фильм о Вампилове. И я жду не только видовых съемок Иркутска и Байкала, но и что скажут о смысле его пьес, о том, что означали в 1970-е годы "Прошлым летом в Чулимске", "Утиная охота", о том ощущении запертости, безвыходности, полного жизненного тупика, которое в этих пьесах выражено и которое было созвучно оцепенелому времени. Почему Товстоногов поставил "Чулимск" и сравнивал Вампилова с Чеховым? Почему Олег Ефремов поставил в 1978 году "Утиную охоту" и сам играл Зилова, хотя было ему за пятьдесят и на эту роль он никак не подходил? А, может быть, все дело в том, что Вампилов был единственным, кто эти ощущения пытался выразить, хотя и не достигал уровня шедевров? А режиссеры брали, потому что хотелось об этом сказать, но "В ожидании Годо" ставить не позволяли?.. Любовь к родине -- вот смысл его драматургии, торжественно говорят в фильме.
Действительно, зачем все усложнять? И патриотизм в моде, и не об экзистенциализме же говорить, не литературоведов же, в самом деле, приглашать. Сделали какую-то самоделку -- и хорошо. Особенно для августа.
| Михаил Золотоносов |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003