ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 КУЛЬТУРА 
Лампочка Ильича в темном царстве
стоит ли смотреть "Грозу" Михаила Бычкова в ТЮЗе имени Брянцева
Театр юных зрителей обречен на постановки хрестоматийной русской классики. Этот "особый формат" всегда был вызовом для амбициозных режиссеров: получится ли, оставаясь в рамках программы по литературе и находясь под сверхбдительным оком школьных учителей с их весьма специфическим культурным багажом и непредсказуемым личным вкусом, сочинить нечто, имеющее отношение к искусству? Или твой спектакль поделом замордуют культпоходами?

Все эти (и еще множество других) особенности работы в ТЮЗах превращают и без того трудный постановочный марафон в бег с дополнительными препятствиями. Сформировав за те долгие годы, когда система была "в самом соку", особый тип постановщиков -- тюзовских режиссеров. Лучшие из них отличаются необычайной изощренностью, прямо-таки изворотливостью мышления. Однако и на самого хитроумного Одиссея случается простодушная проруха.
Режиссер Михаил Бычков -- из тюзовских. Работает он очень интересно и весьма неровно. В равной степени способен и на крупную художественную победу, и на откровенный провал. Впрочем, его провалы никак не являются свидетельством недобросовестности или профессиональной исчерпанности. Скорее, они свидетельствуют о крайней степени упрямства. Бычков обычно высказывается на сцене со всей определенностью, не допуская возможности неоднозначных трактовок. Что невозможно не приветствовать.
Вот премьеру "Заговора чувств" в Театре имени Ленсовета я, помнится, приветствовала, радостно размахивая всеми доступными флажками. Четкая режиссерская артикуляция -- свойство на сегодняшний день поистине драгоценное. Но оно же может сыграть с его обладателем злую шутку -- если он вздумает с присущей ему определенностью во всеуслышание провозгласить какую-нибудь ересь.
"Грозу" Островского Бычков решил сыграть в стилистике Андрея Платонова. Иным образом понять его нельзя: на сцене мрачный, едва ли не хтонический мир, вместо церкви -- подобие доменной печи, Марфа Кабанова (Ирина Соколова) -- комиссар в черных одеждах, Катерина - комсомолочка в шароварах с плаката ОКОН РОСТА, Варвара -- разбитная девица в модной "беретке", Борис -- очкастый студент и т.д. Неотменимое "отчего люди не летают?" благодаря остроумию интерпретатора оказывается первой строчкой нового гимна ОСОАВИАХИМу, а "светится" Катя Кабанова никак не особой религиозностью, а светлой мечтой: стать первой девушкой-летчицей (и ручки эдак -- в стороны, крылышками).
Религия -- опиум для народа. В нужные моменты все жители бывшего волжского города Калинова, а ныне -- чевенгурцы выстраиваются правильными рядами и, поворотясь закопченными личиками к пылающей печи (она же -- геенна огненная), торжественно кланяются, сгибая ручки в неведомом ритуальном действии. Вот так, дескать, служа жестоким вымышленным богам, люди лишались права на простое человеческое счастье. Сказано достаточно внятно, чтобы не услышать. Но недостаточно убедительно, чтобы согласиться.
Потому что в Калинове ли, в Чевенгуре ли, или снова в Калинове (переименованном в перестроечные годы, но, выстуженном и помертвевшем не чета себе, прежнему) мужняя жена, изменившая супружескому долгу, будет... как бы это помягче сформулировать... немножко переживать. Если, конечно, в новейших антропологических изысканиях своих наши режиссеры не дойдут до идеи о бесповоротной отмене совести (это к примеру).
Так ли уж сильно изменилась русская жизнь и ее уклад? -- этим вопросом задался Лев Эренбург в своей версии "Грозы" (недавно показанной на фестивале "Радуга" как раз на площадке нашего ТЮЗа). А ответив на него всерьез, поставил чрезвычайно жесткий спектакль, в котором мир Островского внешне был совсем не похож на традиционный чинный самоварно-кисейный вариант, а вот глубинный, сокровенный его образ остался нетленным.
Бычков со свойственной ему непреклонностью решил воспеть в "Грозе" платоновскую "родину электричества" -- и попался. Эту странную песню пришлось допеть до конца, хотя, думаю, уже к середине "куплета" было ясно, что светлый путь ведет в тупик, к бесперспективному конфликту режиссерского и драматургического стилей.
Тупик этот обитаем. В нем навсегда осталась "Гроза" Клима, поставленная им не так давно в "Балтдоме" и уже снятая с репертуара. В экстатическом бреде, явленном на балтдомской сцене была, как водится, своя система -- та же самая "любовь к электричеству". Клим, точно так же, как и Бычков впоследствии, поддался обаянию кулигинского громоотвода (есть в пьесе намеки на "научный подход к грозе"), напустил в заповедный калиновский мирок комиссаров -- и те шмальнули по Дикому и Кабанихе из наганов.
Печальная судьба климовского спектакля (не только административная, но и художественная) должна была бы, кажется, предостеречь будущих постановщиков: не надо искать электрическую розетку в пьесе Островского "Гроза". Особенно когда ее там нет. И весь тюзовский спектакль оказался честным, целеустремленным походом в тупик, когда даже очень хорошие актеры ничего не смогли сделать с материалом, старательно выполняя режиссерские задания, и -- с той самой пресловутой отчетливостью -- демонстрируя их несостоятельность.
Все это не объясняет и не отменяет лучшее, что есть в этом спектакле, -- Феклушу в виртуозном и бесподобно комичном исполнении Лианы Жвания. Ради монолога этой умопомрачительной "странницы" можно пережить и страннейшую из "Гроз".
| Лилия Шитенбург |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003