ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
 ТАК ЖЕ В РУБРИКЕ:
Приют практичного чухонца
У Хельсинки те же градостроительные проблемы, что и в Петербурге, -- деньги требуют строить плотнее ...
Далее
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ТЕРРИТОРИЯ 
Новорусское хамство и будущее Петербурга
Странная "дискуссия" развернулась на страницах журнала "Город" (No 30) по поводу строительства "Охта-центра". Кроме Д. Коцюбинского, остальные участники -- в Петербурге никому не ведомы, хотя и числятся директорами и руководителями разных "центров" и "фондов". И М. Виноградов, и А. Керза, и В. Седнев, искусно (как им кажется) маневрируя, упрямо отстаивают необходимость и пользу для Петербурга возведения в нем той странной уродины, которая представлена на красочных репродукциях проектных перспектив.

Сегодня страшно затевать любое новое дело -- никто ничего не умеет, хотя охотно берется за работу. В одном известном мне музее занялись капитальным ремонтом служебного здания. Строителям не пришло в голову исследовать конструкции, фундаменты. Начали делать в ветхом строении массивные бетонные перекрытия и чуть не развалили весь дом. Ремонт с постоянными переделками идет в маленьком домишке несколько лет. Наступают холода, и выясняется, что отопительную систему смонтировали так, что горячая вода стекает по стоякам в первый этаж, где получается парилка, а выше -- батареи вовсе не нагреваются. Теперь всё переделывают вновь.
Участники разговора об Охте показали себя такими же доками в материях, о которых они берутся рассуждать, как эти строители в своих делах. И дело тут не только в архитектуре, в которой, как признали собеседники, они не разбираются. Хотя и странно, зачем же им вообще приниматься за разговор о строительстве, да еще в этакой форме: "У вас есть проект, есть деньги на строительство... Так стройте!"
Стоп! А если проект никуда не годится? Тогда ведь эти деньги будут брошены на ветер. Хотелось бы посмотреть на завершенный положительный результат хоть одной "амбициозной" строительной авантюры. Что там у нас с "ямой" у Московского вокзала, что с "Мариинкой-2"? Чем завершаются подобные начинания, если завершаются, мы видим. То, что творится, к примеру, на Крестовском, на Сенной, на Большой Зелениной, у Сампсониевского моста, где понастроили всякого "амбициозного", приводит в ужас и навевает тоску.
Однако обратимся к аргументации трех сторонников строительства "Охта-центра". М. Виноградов, заявив, что не считает проект поворотным, тут же посоветовал его реализовать. Тогда, дескать, и станет ясно -- хорош он или плох. Окажется хорош, вот и станет поворотным, ну а если будет плох, общество на будущее воздержится от подобных экспериментов. Вот так цена эксперимента -- уничтожить археологический памятник XIII -- XVII веков (зерно и корень нашего города), разворотить уютную Охту, изуродовать весь городской ландшафт!
А предложение г-на Виноградова "перевести дискуссию об "Охта-центре" в более профессиональное русло" и "создать систему критериев для общественной экспертизы будущих проектов" -- запоздало. Архитекторы и проекты делать умеют, и оценивать их могут. И система критериев у них есть. Недаром профессиональное сообщество архитекторов Петербурга отвергло предлагаемый проект "Охта-центра". Он не выдерживает критики ни по каким параметрам. Ведь произведение архитектуры, как и всякого искусства, должно иметь определенную (формальную) идею, драматическую интригу, которая разрабатывается по известным композиционным законам. Существуют контрасты, ритмы, соотношения масс и пространств. Это можно показать и на примере величайших произведений ХХ века -- творений Райта, Корбюзье, Гроппиуса или Мииса ван дер Роэ. То же ведь и в других родах искусств.
Конечно, телезритель, воспитанный на "Фабрике звезд", всегда предпочтет песенку Димы Белана Четвертой симфонии Брамса. Но музыкально просвещенный человек оценит разницу между песенкой-однодневкой и величавым размышлением о судьбе и смерти. Песенке всегда найдется место на пляжной дискотеке, но покажите безумца, который предложит разогнать симфонические оркестры, исходя из своих неразвитых вкусов. Впрочем, я и сам напомню вам товарища Жданова, который учил Шостаковича писать музыку.
Господин Керза тоже блистает, противопоставляя газпромовские налоги сохранению "небесной линии" -- или то, дескать, или другое. А что, за право пребывания в Петербурге газовая монополия должна непременно получить право уничтожить один из красивейших городов мира? Насколько мне известно, слава Герострата весьма сомнительна. Неужели нельзя сделать для города что-то воистину полезное (возможности создания делового города-сателлита предлагались архитекторами многократно). Кстати, у нас под боком Финляндия, зодчие которой прославили свои имена на весь мир, не построив ни одного высотного здания. Наоборот, двух-трехэтажные деловые комплексы являются там истинными шедеврами архитектуры.
Любопытную мысль высказал один екатеринбургский архитектор, анализируя природу величия Мавзолея на Красной площади, который ниже даже кремлевской стены. Князь сидит на фоне стоящей дружины. Фотографы всегда сажали профессора среди стоящих учеников на групповых снимках. Кто ниже -- тот и главный!
Г-н Виноградов мечтает, чтобы Петербург наконец-то уподобился Франкфурту-на-Майне или Тель-Авиву. Чтобы сделать из Питера Франкфурт, надо сначала стереть его с лица земли ковровыми бомбардировками. А Тель-Авив тут вовсе ни при чем. Поезжайте в пустынные равнины вокруг Петербурга и стройте там хоть Тель-Авив, хоть город Бразилиа!
И в заключение еще раз об архитектуре как таковой. Ни Виноградов, ни Керза не удержались от поучительных примеров. Якобы Исаакиевский собор "в середине XIX века считался крайне неудачным строением". Боюсь, что г-н Керза спутал божий дар с яичницей. Архитектуру Исаакиевского собора принялись бранить пассеисты начала ХХ века и апологеты классицизма сталинского времени. В 1858 году Теофиль Готье писал: "Исаакиевский собор блещет в первом ряду церковных зданий, украшающих столицу всея Руси. Можно сказать, что это наивысшее достижение современной архитектуры".
Любимый защитниками "газоскреба" пример -- башня Эйфеля в Париже. В чем успех великого французского инженера? Помимо градостроительно удачной постановки сооружения, его изысканный силуэт точно воспроизводит усилия, которые возникают в работе конструкций. С точки зрения архитектурной науки Эйфелева башня уникальный пример чистоты тектонического построения формы. Ничего подобного нет в предлагаемой архитектуре "Охта-центра".
Там одна гигантомания и то, что один из наших учителей, Владимир Фомич Райлян, называл "стеклянным поносом" (он объяснял это в форме притчи: "Стекло -- штука хорошая, но в меру. Говорят, для улучшения пищеварения полезно выпивать ложку постного масла. А если бутылку выпить -- тогда ведь понос будет! Вот у вас тут стеклянный понос и получился..."). На иллюстрациях в журнале -- бессмысленное сочетание кусков незаконченной формы, разбросанных на гигантском пустынном пространстве. Абсолютно неоправданны переходы и сопряжения элементов, ни малейшего намека на попытки гармонизации. Нет композиционной ясности -- ни начал, ни концов, если не трактовать как "конец" набившую оскомину фаллическую аллюзию, заложенную в прорисовке самой "кукурузины". Возвращаясь к музыкальным ассоциациям -- вместо величественной и грандиозной мессы, способной восславить газоносную империю, нам предлагают насладиться беспорядочными звуками скрежета металла по стеклу, выдавая это за новейшее слово в полифонии.
Надежды Виталия Седнева на то, что из этих скрежещущих звуков сложится "большой стиль", смехотворны. Самое удивительное, что его финальный пассаж начинается с упоминания "новорусского хамства верхов". Так какое же такое замечательное "доминирующее настроение будущего Петербурга" сложится вокруг газпромовской башни, являющейся зримым воплощением этого самого хамства, если она, эта башня, по мысли господина Седнева, "сама способна формировать это настроение"? Неужели, чтобы получить ответ, непременно нужно ее построить!
| М. Н. Микишатьев, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003