ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 НЕ ВЫРУБИШЬ 
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна
чем "Метро-2033" Глуховского отличается от "Пикника на обочине" Стругацких?
Уже пару-тройку лет в нашей литературе держится мода на антиутопию. Тренд самых последних месяцев -- переход от политической антиутопии к философской. Вместо "2008", "2017", "Ж/Д" или "Дня опричника", прочно привязанных к злобе дня и экстраполирующих сегодняшние, чересчур сегодняшние тенденции (и, главным образом, фобии), мы читаем "Армаду" Ильи Бояшова, "Библиотекаря" Михаила Елизарова, "Дом" Оксаны Бутузовой, -- то есть книги, социальный пафос (антипафос) которых как минимум уравновешен экзистенциальным. На смену политическим фобиям приходят когнитивно-онтологические.

Заметное место в этом ряду должен занять и роман Дмитрия Глуховского "Метро-2033". Он его, строго говоря, и занимает: "Метро-2033" несколько месяцев лидирует в списках книжных продаж. Критика, однако же, этот роман игнорирует -- в основном потому, что вышел он из, мягко говоря, неоднозначного источника (из того же, что "Духless", "Media Sapiens" и "Гастарбайтер", тоже лидирующие в списках продаж). Меж тем "Метро-2033", на свой лад (то есть в соответствии с поставленными автором перед собой задачами), отлично и, не в последнюю очередь, чрезвычайно изобретательно написано, -- и, соответственно, успех этого романа вполне заслужен.
После случайно начавшейся мировой атомной войны человечество погибло, флора и фауна самым диким образом мутировали. Несколько десятков тысяч москвичей уцелели в недрах метрополитена и создали собственную примитивную цивилизацию. Точнее, целый ряд цивилизаций -- торговую Ганзу на станциях Садового кольца, коммунистическую Красную линию, фашистский союз в районе Пушкинской, сравнительно процветающий Полис (под Библиотекой имени Ленина) -- и отдельные города-государства на станциях -- сельскохозяйственные (свиноводство и грибы в теплицах), торговые и т.д.
Отчаянные смельчаки, совершая вылазки на поверхность, раздобывают многое из необходимого -- их называют, с оглядкой на первоисточник, сталкерами. Между станциями снуют "челноки". Единая валюта -- патроны. В цене (хоть и не повсюду) книги. Время от времени между станциями (или союзами станций) вспыхивают кровопролитные войны. Суровая кара (изгнание или казнь) подстерегает метрожителей за малейшую провинность.
В метро существует множество опасностей. Помимо оползней, завалов и затоплений, а также гигантских людоедок-крыс, это мутанты (как обитающие в метро, так и рвущиеся туда с поверхности, в частности, так называемые Черные), обладающие парапсихологическими способностями: они гипнотизирует свои жертвы. В метро полно мифов, легенд и слухов (о Метро-2, о тайном Кремле, о Невидимых Наблюдателях, о Белом Черве и т.д.), причем, как правило, все они имеют реальную подоплеку.
Главный герой романа 17-летний Артем живет на сельскохозяйственной (и пограничной) станции ВДНХ. Он приемный сын начальника станции Сухого (мать съели крысы). Именно эту станцию и атакуют Черные.
Таинственный Охотник (Хантер) вовлекает Артема в дело спасения метроцивилизации. Юноша должен доставить его послание в Полис, то есть пройти кружным путем через весь метрополитен. По сути дела, это Одиссея (с подробным описанием "островов"), но совершается она в Зоне (по Стругацким -- Тарковскому), обладающей к тому же мистическими и волшебными свойствами. В пути юноша не раз подвергается смертельной опасности и оказывается на волосок от гибели (включая казнь через повешение и забивание насмерть в целях последующего поедания), но его неизменно выручают -- когда собственная отвага и смекалка, когда таинственные покровители, невесть откуда берущиеся и тут же бесследно пропадающие.
Поклонники компьютерных игр воспринимают эту Одиссею как квест -- и действительно по роману вот-вот будет выпущена "стрелялка".
С приключениями добравшись до перевалочной (торговой) станции Проспект Мира, Артем попадает затем в плен к фашистам с Тверской (откуда его вызволяют троцкистские партизаны), проходит как бы несуществующими туннелями мимо необитаемой Полянки (где, однако, видит двух философствующих старцев), сходится то с нищими, то с вояками, то с религиозными фанатиками -- и, наконец, попадает в Полис и связывается, как ему было велено, с неким полковником. Чуть позже (во второй половине романа) ему придется выйти наземь, сразиться с Библиотекарями и пройти Дорогой Смерти (то есть Новым Арбатом) по треснувшему уличному асфальту -- и будут его преследовать гигантские собаки-мутанты, а на них самих -- охотиться птеродактили. И на протяжении всего романа -- и всего квеста -- Артему снятся вещие сны, только он не сразу догадывается, что они вещие... Тем непоправимее окажется роковое открытие в самом конце романа...
Я не люблю, я терпеть не могу отечественную фантастику. Есть в ней -- даже в сравнительно сносных "Стругацких" сочинениях советского времени -- натужная и напускная веселость в изводах бодрячества и хохмачества, есть эзопов язык, -- эзопов, но не забывающий лизать и лизать... Лизать власть, лизать целевую аудиторию (вольнодумную техническую интеллигенцию раньше, а с известных пор -- исключительно фэндом), лизать "большую литературу" -- и всё это по самые гланды.
28-летний главный редактор пропагандистского телеканала "Раша тудэй" Дмитрий Глуховский одним рывком обошел всю эту гоп-компанию и кувырк-коллегию раз и навсегда. Обошел, счастливо избежав хронических (чтобы не сказать, хтонических) хворей. Его роман по-Лемовски серьезен и в своей серьезности (тоже по-Лемовски) трагичен от начала до конца.
Сконструированный Глуховским мир "груб, вещ, зрим, как водопровод, сработанный еще рабами Рима" (арт-дизайнерам компьютерной игры "Метро-2033" делать, строго говоря, нечего: и метро, и наземная Москва разработаны писателем во всех деталях) -- и здесь, где уже умерло всё, кроме надежды, настает, увы, и ее черед. Выживание, борьба за выживание и надежда на выживание разоблачаются, последовательно и безжалостно, как три не то чтобы морока, но, скорее, три запретных плода: человечество (по Глуховскому) проиграло последнюю битву еще до ее начала, причем проиграло по собственной вине.
Что, разумеется, не отменяет тютчевского завета: "Мужайтесь, о, други, боритесь прилежно, хоть бой и не равен, борьба безнадежна". Вот только бороться -- с шансами на успех -- "другам", похоже, удастся только в параметрах компьютерной стрелялки.
Над вами светила (мутировав) молчат в вышине, над вами -- ютящимися в самых глубоко залегающих туннелях метро -- остаются и могилы, но оне молчат тоже.
Отменный роман.
| Виктор Топоров |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 33
  от 24-09-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  ВЛАСТЬ  
Вам страшно, когда начальник ругается?
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Наш ответ на квартирный вопрос
Последние из Эсперова
Прецедент спас жизнь
ЧП в "Крестах" - пожар в кустах
Суета вокруг Александровской колонны
Одна полоса и один перехватчик
  ЗВЕРИ  
Разведен и не очень опасен
  ТЕРРИТОРИЯ  
Спрос на снос
Снесенные ретро
Комментарий
  БИЗНЕС  
Право на малый выкуп
  КУЛЬТУРА  
Михалковская дюжина
Безмолоточная технология
Три спектакля для двух прим и двух премьеров
50 лет работы в петербургских органах
  СТРАХОВАНИЕ  
Весна на брошенной даче
  ЛЮДИ  
И спасибо не скажут
  СПОРТ  
Выиграли по Блатту
А после было слово
И вот нашли большое поле. Бельгийцы тут как тут
  НЕ ВЫРУБИШЬ  
Демисезонный детектив "Преемник"
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
Выставки
CD
Кино в прокате
Читали?
Манхэттен в "Родине"
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003