ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ЧИТАЛИ? 
История Юлии Высоцкой, которая любила, но вышла замуж, потому что ела дома
правда ли, что у нас каждая кухарка может писать романы?
По сценарию Андрея Кончаловского и Евдокии Смирновой (ранее известной как Дуня) Кончаловский поставил фильм "Глянец", а его жена, Юлия Высоцкая, написала роман. Тоже "Глянец". В книге указана фамилия литературного редактора -- Александра Ноткина. Сама Высоцкая написала или не сама -- в этом мире не особенно и важно, будем считать, что сама, а Ноткина, возможно, исправила "ашипки" и всякие ляпы типа того, что все же остался на странице 103: помощницу модельера Шифера сначала называют Ольгой Николаевной, через 11 строк Ольгой Петровной, а на стр. 105 опять Николаевной.

Будь такое в тексте, скажем, Владимира Сорокина, я бы не знал, что и думать, -- нарочно, не нарочно... и что за этим стоит, какая, блин, концепция... А тут все ясно -- Ноткина недоглядела, очень быстро писали роман в четыре руки. Впрочем, какая разница: Петровна, Николаевна. Это надо быстро читать, а не запоминать и выслеживать.
С учетом телевизионного амплуа Высоцкой точнее будет сказать, что она приготовила роман, взяв того сюжета, другого, то одно медийное лицо, то иное (Юдашкин, Федор Бондарчук, Петя Листерман -- имя им легион), мелко все порезав, перемешав, добавив специй, подогрев в духовке и украсив блестящим кремом... Получилось похоже на все другое в том же роде, а читается хорошо: легко и с напряжением, заставляющим текст быстро глотать. Немного лирики, немного описаний "красивой жизни" R & B ("rich and beautiful"), немного детективного сюжета вокруг олигарха...
Кстати, очевидную кулинарную метафору Юлия Высоцкая довела до конца, оговорив в аннотации, что читать текст надо в общественном транспорте, в очереди к зубному или парикмахеру, а дочитывать дома, обязательно в туалете, где потом и оставить книгу. Причем туалетная метафора поддержана началом романа -- цитатами из некоего постмодернистского сочинения в стиле упомянутого Сорокина: по весеннему полю идут Брежнев и Вольтер. "Брежнев наклонился, поднял комок экскрементов, поднес к носу и закрыл глаза. "Как я люблю этот запах", -- мечтательно протянул он. "Я предпочитаю человеческое", -- по-лисьи усмехнулся Вольтер".
Стиль "Сорокин" используется в качестве остренькой специи. Немного запаха говна никогда не повредит.
В той же авторской аннотации написано: "Я хотела написать роман в стиле бульварного чтива, подражая ему, и вот что получилось". На первой сторонке переплета еще одно предварительное замечание: "Умные люди глянец не читают. Они его издают". Это уже явная суета, проявление комплекса неполноценности: понятно, что на оригинальное ума не хватит, поэтому необходимо заранее сказать, что и претензий не было. Просто стояла задача написать текст, который потом будет хорошо раскупаться, тем более что все предпосылки для этого есть: во-первых, синхронный выход на экраны фильма А. Кончаловского, во-вторых, телевизионная раскрутка поварихи Юлии Высоцкой. Или хотелось доказать, что каждая кухарка может научиться писать романы.
С учетом всех обстоятельств "Глянец" характерен для нынешнего времени: на место объектов культуры пришли культтовары, сделанные быстро, технично и вовремя. Это действительно "бульварное чтиво", рассчитанное на обывательские вкусы и идеалы. Вполне добропорядочный женский буржуазный роман, обнаруживающий стремление героинь к спокойной, размеренной, праздной и обеспеченной буржуазной жизни. Естественно, не в России, в России женщине спокойно жить невозможно, а в Европе. В крайнем случае для эстетов-экстремалов, стремящихся к экзотике, есть юг Африки. Главная мысль романа -- женское счастье в мужской стране Россия с ее диким капитализмом или даже феодализмом неосуществимо, даже если муж -- миллиардер. Поэтому "вон из России" -- главный лозунг. Собственно говоря, если "Глянец" и интересен чем-то, то лишь с социологической точки зрения: как описание этого современного женского идеала. Стремление за границу как тяга к идеалу буржуазности, понятому как изящное ничегонеделание.
Сюжет же прост как мычание. Он состоит из двух линий, связанных с двумя героинями: Галей Соколовой из Ростова-на-Дону (главная линия) и Алиной Владимировой, редактором московского журнала "Глянец" (дочь академика, московская элита, любовник Рене в Париже, молодой любовник Глеб в Москве). События их жизни, описанные в романе, с одной стороны, составляют сам роман, а, с другой стороны, тематизируют тот самый лозунг "вон из России". Попутно возникает масса сюжетов, показывающих охоту девушек на богатеньких мужей и применяемые девушками методы.
Не без определенного изящества, наверняка придуманного Дуней Смирновой -- больше в этом колхозе это придумать было некому, -- героини, Галя и Алина, встречаются в начале романа, а затем ближе к финалу. В начале романа Галя Соколова покидает родной Ростов-на-Дону, где работает швеей-мотористкой на фабрике, потом в "Комсомолке" на последней странице выходит ее фотка в неприличном виде, она это воспринимает как свой выстрел "Авроры" и срывается в Москву, останавливается у Машки, работающей маникюршей (тоже прибыла из Ростова, но еще раньше), пробивается через охранника к Самой -- Алине Владимировой, законодательнице вкусов.
Предлагает себя как модель, естественно, получает отлуп, после чего начинаются активные приключения этой тридцатилетней казачки в Москве. Она работает швеей в модном доме Шифера, немного похожего на Юдашкина, пиком ее карьеры у Шифера становится выход на подиум в качестве модели, где она ломает каблук, после чего карьера заканчивается.
Затем она попадает в команду к Пете Швейцеру, похожему на реального Петра Листермана, поставщика красивых девушек ("лохматого золота") для очень богатых людей. Следует описание пентхауса. У Пети она выполняет роль кухарки и администратора, знакомится с жизнью, расположенной "под глянцем". Причем вся эта "гля" описана весьма подробно и с аппетитом. А уже с достигнутой вершины Галя стартует на совсем недосягаемую: социальный лифт доставляет ее на "крышу" -- в жены к миллиардеру Мишке Климову. Поскольку олигарх после развода с женой Татьяной захотел не "соплюху", а тридцатилетнюю красивую женщину, "чтоб не очень молодая и на Грейс Келли похожа...". За доставленную на блюдечке "королеву" олигарх обещает Пете миллион долларов.
Естественно, алчный, как все евреи, Петя роет носом землю, красит и стрижет свою "клумбу" (так именуется взвод красавиц) под Грейс Келли, но ничего не выходит. Петя от усердия почти забывает про якобы обнаруженный у него рак почки: какой рак, если на кону лимон! Но быстро выясняется, что опухоль доброкачественная, а больше нашей казачки Гали никто в мире на Грейс Келли не смахивает. Ее красят, одевают и делают глянцевой -- Галя производит на Мишку впечатление, и начинается новый виток ее приключений. Галя показывает норов, пытается от Мишки пару раз убежать, но, наконец, день свадьбы назначен. Однако вносится сюжетное осложнение: родители Гали, оставшиеся в Ростове, сгорают вместе с домом (пьянство), свадьба отменяется, Галя с олигархом перелетают в Монако... Мишка оказывается хорошим парнем с детдомовским происхождением, гарантирующим его душевность, он заботится о Гале, а Галя пытается бороться с его алкоголизмом и приучить бегать по утрам, чтобы западной буржуазностью вытеснить постоянный русский разгул. Милые бранятся и тешатся, шопинг в Каннах, умопомрачительные платьица, то да се...
Однако, когда у читательниц уже должны были потечь сопли и слезы, Климову понадобилось на минутку слетать в Москву по делу, любящая Галя летит с ним, он идет в какой-то банк, где его и убивают. Одновременно пропадает Галя. Запускается детективная линия, без которой роман -- не роман, фильм -- не фильм, из ЮАР прилетает младший брат Мишки, Сергей, супермен и мачо, тоже, кстати, не бедный, который проводит свое расследование. Выясняется, что бывшая жена Мишки заказала его убийство и похищение Гали. Галю держат в хлеву где-то в Тверской области, рядом с козой, но она (Галя) убегает от злодеев и снова оказывается в Москве. В эпилоге она уже жена Сергея и живет вместе с ним в ЮАР. У них все хорошо, светлый путь завершен, сюжет исчерпан.
Потому что приключения возможны только в России, а западный мир, пусть и юг Африки, -- это спокойная и скучная жизнь, которая для литературы не годится. Для литературы нужна Москва.
Кстати, с этим Сергеем получилось так, как предписано законами Моисея из "Второзакония" (25, 5): если брат умер, не оставив сына, жена умершего не имеет права выходить замуж на сторону; деверь должен взять ее в жены, потому что брат должен сохранить в роде все имущество покойного, в том числе и вдову, которая также является неотчуждаемой собственностью рода (так называемый левиратный брак). Любопытный нюанс буржуазного идеала, сочащегося изо всех пор "Глянца".
Судьба Алины Владимировой в другом роде: застукав своего молодого любовника Глеба с дочерью Настей, когда они занимаются сексом (Глеб реализовал мечту всякого мачо: трахаться и с матерью, и с дочерью попеременно), она отказывается от пластической операции у модного пластического хирурга Марка, который любит засадить в нос строчку кокаина через свернутый доллар, оставляет журнал "Глянец" дочери Насте, а сама на время переселяется в Индию, где упражняется в йоге, молодеет естественными средствами и в итоге возвращается к своему парижскому Рене, которому как раз осточертела нудная Жаклин. Все удачно срастается, и Алина оказывается в Граасе, в изящном доме, оставшемся Рене от родителей. Ни одного новодела, добротная подлинная старина. Алина в сорок два забеременела и заимела "мужа, причем, не просто с состоянием, а со связями, которые в Европе важнее состояния...". И при этом осталась "привлекательной, с шармом, со стилем. Да-а, она устроилась гораздо лучше женушек наших олигархов, которым, со всеми их миллиардами и лодками, табунами стоящими на Кот д`Азур, так и не удалось войти в европейское общество...".
Каждому свое. Все-таки дочь московского академика -- это не голодная шавка из Ростова-папы. Такой вот наш ответ всем этим Ксюшам и Оксанам, не вылазящим из телика.
Естественно, писать об этой жизни в Граасе тоже нечего: волнения страсти здесь немыслимы, сюжетное напряжение неоткуда взять, ток уже не течет. Потому и финал.
Не забыты и третьестепенные персонажи. Бывшая маникюрша Машка в эпилоге уже сидит в старинном немецком городке, поскольку подцепила профессора астрономии из Баварии, "который, сомлев от ее прелестей, то ли купил, то ли открыл какую-то звезду и дал ей Машкино имя".
Осталось только упомянуть про подругу Гали, Жанну. Они вместе живут в Ростове в съемной квартире. Потом и Жанна оказывается в Москве, но в Ростове она вынуждена задержаться, потому что пишет роман-расследование "под Хейли" про забегаловку "Макдональдс", в котором работает с целью изучения материала. Роман вышел компрометационный, его показали руководству фирмы "Макдональдс" (это уже вовсе чистая фантастика), и Жанне за непечатание ее романа отсыпали, как указано в эпилоге, "столько денег, что и на квартиру хватило, и на машину, и по шарику поколесить осталось".
Собственно говоря, со структурной точки зрения Галя & Жанна -- это один персонаж, разные аспекты мечтаний автора: удачное замужество, с одной стороны, писательская карьера, с другой. В эпилоге Жанна как раз и задумывается о том, что стоит описать все описанные в "Глянце" события в собственном романе. Композиция сворачивается в примитивное, но не лишенное изящества рондо. Кстати, продажа рукописи "Макдональдсу" -- ход, нужный для того, чтобы можно было оценить писательские способности Жанны: талантливо только то, что продается и чем дороже, тем, значит, талантливее. Это и есть та самая "буржуазность", которую описал еще Мопассан в "Милом друге".
Но это все нюансы и сложности. Главное в другом. Мечтайте и добивайтесь, ищите и обрящете. Вариантов много, цели ясны, задачи определены, за работу.
| Михаил Золотоносов |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 28
  от 20-08-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
В городе Бреда и то меньше бреда
  ВЛАСТЬ  
А вас куда вербовали?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Конкурсное производство
Лед не тронется, господа
ДТП -- дорожно-транспортное подорожание
Большая медведица
Искусство против звука
  НАПАСТИ  
Мы мирные люди, но наш скорый поезд стоит на опасном пути
Катастрофа после смены власти
  ТЕРРИТОРИЯ  
На сносях
  ПЕРЕМЕНЫ  
За путешествие на базар не отвечаем
Я на борт с собой беру видеокамеру
  МЕДИЦИНА  
Как стать беременной
Комментарий
  КИНО  
Галера для Мольера
  ЛЮДИ  
Слон ты мой упавший
  НЕ ВЫРУБИШЬ  
Тысячник и одна ночь
  СПОРТ  
Нужно искать не тип тренера, а персону
Нелегкая атлетика
О подвиге "Зенита", обыгравшем словацкий клуб на его поле
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
Выставки
DVD
Читали?
Кино в прокате
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Гамлет в шоколаде
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003