ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ТЕРРИТОРИЯ 
Не мытьем, так небоскребом
бывший главный архитектор Петербурга о том, чем намыв на Васильевском лучше небоскреба на Охте
Небоскребы и намыв на Васильевском острове -- острые петербургские сюжеты. "Город" беседует на эти темы с Олегом Харченко, советником президента "Морского фасада", в прошлом главным архитектором Петербурга, ныне практикующим градостроителем.

-- Вы верите, что пассажирский морской терминала откроют летом 2008 года?
-- Минимальные условия -- причальная стенка, помещения для паспортного и таможенного контроля, места для парковки автобусов и возможность их выезда в город. Речь идет о больших круизных лайнерах, не требующих подключения к городским сетям. Это плавающие отели, которые выпустят туристов в город и заберут их назад.
Возможность создать причальную стенку и временные сооружения для упомянутых целей -- стопроцентная.
-- А постоянные терминалы?
-- Генеральный план порта согласован, проект всех четырех терминалов прошел экспертизу. Дальше все зависит от строителей. Первая очередь -- терминал для обслуживания двух круизных причалов. В дальнейшем предусмотрено строительство еще трех терминалов, одного круизного, одного паромного и последнего, функцию которого (паромную или круизную) определят экономические показатели работы предыдущих. Паромные переправы имеют свою специфику, они требуют большой стоянки для автомобилей, которые накапливаются на берегу для быстрой загрузки на паром.
-- Верна ли информация о забивке свай для создания намывных территорий.
-- Я не специалист по гидротехнике. По моим сведениям, сваи забивают под причальные стенки, чтобы держать нагрузку от судов. В остальных местах идет отсыпка гранитными блоками, создающая дамбы, и заполнение песком. Первый этап намыва предполагает получение 127 га земли из общих 476.
За два года с намывом можно реально справиться?
-- Изменился ли генеральный план территории Морского фасада, одобренный Градсоветом в декабре 2006 года?
-- Напомню, что английская фирма "Генслер" получила задание разработать проект планировки намывной земли с учетом проектов ЗСД, развязок и территории пассажирского порта. Проект порта создан архитектурным бюро Сергея Орешкина.
Чтобы стать утверждаемым документом, проект планировки должен быть адаптирован к российской нормативной базе. Этим занимается госучреждение НИПЦ "Генерального плана Петербурга", которому поручено максимально сохранить идеи "Генслера", имеющего все авторские права.
Эскиз получил много замечаний. Были разговоры о начале работы с самого начала с другим генпроектировщиком. Но руководство "Морского фасада" решило не возвращаться назад, чтобы ускорить процесс получения прав на намытую землю с целью последующей продажи инвесторам отдельных участков.
-- Какие недостатки были главными?
-- Западные специалисты были шокированы требованием оставлять большие участки земли для магистральных сетей. Все наши ведомства требуют их прокладки между дорогами и домами, чтобы проще было ремонтировать.
"Генслер" пытался уложить сети плотнее. Мы ждали от них каких-то ноу-хау, чтобы не повторился советский опыт, когда сети занимали очень много места. Это не удалось -- высокой плотности, как в историческом городе, не получилось.
-- Как дела с транспортом?
-- Будут две развязки: южная с выходом на Большой проспект В.О., северная -- на будущее продолжение набережной Макарова. Плюс несколько пробивок над ЗСД, соединяющих намыв с улицами В.О.
Существует предложение провести трамвай. НИПЦ работает над этой темой, хотя город избавляется от трамвая. Две станции метро -- это отдаленная перспектива.
-- На севере намывной территории запроектирован Сити с высотными зданиями. Как вам видится решение этой проблемы? Какие высоты там оптимальны?
-- Начнем с того, что это зона старого русла Смоленки, там вымывался грунт на дне. Твердые породы лежат глубоко. Для симпатичной и романтичной идеи делового острова это серьезная проблема, но она разрешима. В парижском Дефансе сложностей было не меньше, но их преодолели ради идеи построить Сити по оси Елисейских полей. Для коммуникаций и транспорта вода является серьезной преградой. Но идея острова дороже.
Что касается высоты, то существуют два главных критерия: невидимость в "коридоре" Невского проспекта с высоты пешехода или автобуса; вид с Дворцовой набережной на Стрелку В.О. и отсутствие наложения нового здания на Биржу.
Мы проверили: запретная зона занимает 180 метров от русла Смоленки на юг. Все дома выше 70 метров, построенные в этом коридоре, будут видны с Невского проспекта.
Есть несколько десятков метров около Эрмитажа, откуда может быть видно наложение высоких зданий на намыве на здание Биржи. Если правильно выверить углы и расстояния, то несколько компактно расположенных зданий высотой от 60 до 200 метров не видны. Считаю, что высотки там можно построить. Газпромовский небоскреб мог быть именно там.
-- А небоскреб -- это обязательное условие существования Сити?
-- Убираю за скобки амбиции отдельных людей и компаний. Мировая практика такова. Ценность Сити в подтягивании инфраструктуры усилиями государства и бизнеса. В деловой центр надо удобно приехать, поработать, получить необходимые услуги, уехать. Это увеличивает ценность земли, заставляет здания расти вверх.
-- В Петербурге, на ваш взгляд, уместны небоскребы?
-- Высокое здание -- прежде всего ориентир, особенно в плоском городе. В Петербурге высокими позволялось быть зданиям-символам. Позже, насколько позволяла технология, появились башенки и другие доминанты, обозначавшие площади и перекрестки. Две трети всего этого, к сожалению, погибло.
Исторический центр, каким он сохранился, для меня безусловная ценность. Чтобы его спасти, нужен петербургский Дефанс. Для него нужно место, идеально выбранное умной властью. Парижский Дефанс последовательно строится в течение десятилетий. У нас подобных намерений еще ни разу не возникало. В Генеральном плане мы его не предусмотрели. Сейчас появилось осознание того, что это необходимо.
На мой взгляд, место для нашего Дефанса должно быть заметным, престижным, с наиболее простым разрешением транспортных проблем. Потом надо последовательно (одно и даже двух губернаторских сроков не хватит) обеспечивать выбранное место инфраструктурой за счет бюджета. Частный инвестор не будет строить дорогу, мост, тянуть метро и т.д.
Сегодня высотки разбросаны по городу, они спонтанно возникают как уплотнительная застройка, как градостроительный мусор.
-- И где должен быть петербургский Дефанс?
-- В нашем городе их может быть несколько. Подковообразная география Петербурга позволяет строить на севере и юге. Оптимальным местом мне представляется территория за Варшавским вокзалом, между Московским и соединением Измайловского и Новоизмайловского проспектов. Достоинства этого места: въезд в город, метро, железная дорога. Высотки не нарушат вид центра, не станут его фоном. Вы последовательно увидите их, потом -- исторический центр.
Боюсь, что эту территорию разменяют на сиюминутные выгоды.
-- Московская товарная не подходит?
-- Нет. Это слишком близко к центру, там плохо с транспортом. С ужасом думаю, что будет на площади Восстания, когда на месте ямы РАО "ВСМ" появится торговый центр. Не вижу перспектив у проекта подземного центра под площадью. Не надо притягивать в центр дополнительный транспорт.
-- То есть вы поддерживаете вывод рынка из Апраксина двора?
-- Безусловно. В свое время я спорил с губернатором Владимиром Яковлевым по поводу пассажа на Владимирской площади. Туда не подъехать. Недавно открыли торговый центр над метро "Маяковская". Как туда попасть, чтобы посмотреть на товар? Такие проекты обречены.
Если сохранять все здания Апраксина двора, то ничего, кроме рынка, более или менее цивилизованного не получится. Для радикального решения надо вернуться к замыслу Карла Росси и пробить улицу к пересечению Садовой и Гороховой. Внутри надо расчистить пространство и реализовать его в современных архитектурных формах, без мрачных дворов, в гармонии с фасадной архитектурой Росси.
-- Вернемся к высоткам. Вы согласовывали проект "Монблана" -- здания, которое сейчас используют как символ дурного вкуса.
-- Я согласовывал этот проект долго и мучительно. Появление "Монблана" было спровоцировано сносом зданий на его месте. Энергичные заказчики приносили мне несколько вариантов, начиная от застройки высотками всей Выборгской набережной. Мне удалось снизить его с полутора сотен метров до существующих 75. Параллельно, но с другим застройщиком, обсуждался проект соседнего здания -- "Авроры", который выносился на Градсовет 4 раза. Мои коллеги не нашли аргументов, чтобы его отклонить. Говорили о необходимости убрать один этажик, потом еще один, урезать башенку. В итоге я согласовал этот проект. После этого пришли заказчики "Монблана", я не видел большой угрозы в проекте, который они показали. Тем более что не было правовых оснований им отказывать. Не могу настаивать, но у меня есть подозрения, что в процессе подготовки рабочей документации проект был подкорректирован в сторону увеличения высоты этажей.
Мне представляется, что о работе главного архитектора надо судить не по тому, что построено, а по тому, что не построено. Несколько раз по моему настоянию архитекторов лишали лицензии.
-- Как вы сейчас относитесь к "Монблану"?
-- Претензии вызывает только один ракурс. Когда летом едешь по Адмиралтейской набережной в ту сторону, то здание завершает панораму, создавая новый силуэт. С противоположной стороны Невы он обогащает городской пейзаж. Здание "Авроры" получилось немного лучше, но башенка просто некрасивая.
За "Монблан" мне не стыдно. Стыдно за вид вдоль Шпалерной улицы. С другого берега Невы торчит жилой дом. Я поверил на слово тем, кто разработал временный градостроительный регламент для этого места. В нем утверждалось, что дом не будет видно.
-- А спроектированный лично вами дом в начале Суворовского проспекта?
-- Проект и реализация -- день и ночь. У заказчика с самого начала были трудности, и поэтому он думал только о том, как спихнуть дом госкомиссии и выставить его на продажу в любом виде.
-- Возможен ли "Охта-центр" со всеми его функциями, но без небоскреба?
-- Я ответил на него, говоря о петербургском Дефансе. Охта для таких функций не подходит, даже без башни. Деградация территории -- не аргумент, у нас таких мест много. Территорию нужно готовить долго, целенаправленно, при всеобщем согласии. А вот Орловский тоннель полезен, его можно и нужно строить, так как он был предусмотрен Генеральным планом, под него всегда резервировалась земля.
| Вадим Шувалов |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 16
  от 14-05-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Мистер Экс
  ВЛАСТЬ  
Какой герой Отечественной войны 41-го года вам милее?
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Ехал Шрека через реку
Рядом с небоскребом
Служил он и долго, и честно
Красота спасет высоту?
Выпьем с горя, где игрушка?
Никто никуда еще не идет
Музейная ночь нежна
  ПРОГНОЗЫ  
Империя зла маленькому человеку не желает
  СКАНДАЛЫ  
В оперу с решающим голосом
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Луна по нам плачет
  ИГРЫ  
О знаменитой шотландской игре в Северной столице
  СПОРТ  
Сборные ноги в хороших руках
Забытая мелодия для клюшки
Полевые работы-2
  ТУРНИРЫ  
Одним ударом
  КУЛЬТУРА  
"Электра": без комплексов
  ЛЮДИ  
А вы прошли с улыбкой мима
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
Фестиваль для двух залов с оркестром
Выставки
CD
Кино в прокате
К н и г и
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Семнадцать каналов со Штирлицем
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003