ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 НЕ ВЫРУБИШЬ 
Ареал обитания крымской жужелицы
как понять, где Крусанов шутит, а где -- не совсем
В "Амфоре" вышел сборник публицистики Павла Крусанова "Всё прочее -- литература". Жизнь и творчество Павла Крусанова (да простится мне казенный слог) вполне укладывается в евростандарты: чукча не только писатель, но и издатель. А также составитель множества антологий по петербургско-фундаменталистской, просто петербургской и алкоголической тематике, автор предисловий к ним и аналитически-мемуарных статей (правда, не о собратьях по перу, скорее -- о кузенах из сопредельных искусств), объект пристального внимания со стороны всевозможных интервьюеров, -- и многое из вышеперечисленного (хотя далеко не всё) вошло в рецензируемую книгу.

Любопытно, кстати, отметить, что и сам Крусанов уже успел стать персонажем (или прототипом) изрядного количества сугубо художественных произведений своих коллег: от саркастического Сергея Коровина и маловразумительного Владимира Рекшана до язвительной Татьяны Москвиной и восторженного Алексея Рыбина (музыканта и писателя), в романе которого "Бес смертный" (горячо рекомендую этот роман читателю) действуют аж два Павла Крусанова -- в двух не пересекающихся сюжетных линиях, -- причем одного из них зовут КрИсановым, а другого -- (к)Русановым.
Ну и по евростандартам большому прозаику положено выпустить книгу публицистики. О ней и речь. Занятно, что это публицистика, а не эссеистика.
Прозаика Крусанова отличает редкая изысканность слога. "Как" (т.е. как это написано) если не для него самого, то для читателя безусловно важнее, чем "Что". И на вопрос: "Как?" едва ли не всякий без колебаний отвечает: "Прелестно!" Тогда как тематика-проблематика основных романов Крусанова (не говоря уж об их пафосе) вызывает серьезные разногласия и даже недоумение (правда, по мне, дело заключается в недоразумении -- причем с читательской стороны).
И, хотя в прозе Крусанова отсутствуют и антисемитизм, и любые другие фобии (кроме нелюбви к Америке, но и она имеет заведомо игровой характер), поневоле вспоминается анекдот о Рабиновиче, получившем по физиономии и спросившем у обидчика: "Вы это всерьез или в шутку?". -- Конечно, всерьез, жидовская ты морда! -- "Ну, тогда хорошо. А не то дурацкая вышла бы шутка!"
Так или иначе, многие воспринимают антиамериканские, антиинтеллигентские (и т.д. и т.п.) инвективы Крусанова всерьез и прощают их ему исключительно за прелестный слог. За бесчисленные стилистические завитушки.
Тем любопытнее рецензируемая книга, потому что в ней все написано без завитушек, прямым текстом. Как раз поэтому перед нами, разумеется, не эссеистика, а именно публицистика, причем настоянная на тех же идеях, что и проза. Казалось бы, неизбежно должен возникнуть эффект отторжения -- у несогласных. И эффект магнетического притяжения -- для согласных. Однако не возникает ни того, ни другого.
Утратив красоту стиля, присущую прозе (вернее, сознательно для прозы приберегаемую), публицистика Крусанова сохраняет, тем не менее, удивительную сбалансированность -- и это ее, в общем-то, вывозит на ухабистой подчас дороге; это публицистика с приводом на всё, что надо, -- небольшой мощности, но высокой проходимости; не новье, но и не ржавое корыто на лысой резине. И, хотя мысли Крусанова (точнее, истины, провозглашаемые Крусановым; я и сам, как тот Рабинович, не знаю, когда он шутит, а когда говорит всерьез) отличаются, мягко говоря, эксцентричностью, общая уравновешенность тона внушает читателю безусловное доверие, а главное, спокойствие.
Правда, это палка о двух концах. Публицистика, по идее, должна подавлять чужую волю. Завораживать. Возмущать. Провоцировать на неадекватные действия. Публицистика Крусанова успокаивает. Она, черт побери, уютна! Это не похвала, но и не упрек -- это лишь необходимое уточнение.
А 1 октября Крусанов (в обществе петербургских фундаменталистов) представил свою новую книгу в клубе "Манхэттен", постепенно превращающемся -- по понедельникам -- в подлинный центр современной литературы города (куратор "понедельников" -- Кирилл Коротков). Специальным оппонентом на вечер в "Манхэттене" оказался приглашен Дмитрий Жвания. Центральный раздел книги посвящен террору (и написан с антитеррористических позиций) -- от Шарлотты Корде через Гаврило Принципа к Карлосу Шакалу -- и здесь-то в оппоненты и потребовался то ли троцкист, то ли маоист Жвания (не знаю, кто он сейчас, а главное, кем будет завтра -- но кем-то наверняка левым).
Публицист Крусанов однозначно осуждает террор в любых его проявлениях -- и, на мой взгляд, чрезмерно упрощает проблему. Понятно, что в терроре нет и не может быть ничего хорошего. Но, с другой стороны, понятно и нечто иное: террор -- древний и эффективный механизм саморегуляции общества, да и цивилизации в целом. Террор ужасен, но на нем (наряду со многим прочим, понятно) держится мир. И мир во всем мире -- в том числе. Чтобы ограничиться одним, но весьма злободневным примером, -- не свирепствуй сейчас в Ираке такой чудовищный террор, американцы уже давно захватили бы Иран!
Впрочем, о РАФе, "красных бригадах" и Че Геваре Павел Крусанов рассуждает столь же сбалансировано, как и об интеллигенции (с позиции "Вех"), о больших деньгах в литературе (с позиции нестяжательства) или о Марше несогласных, случайным свидетелем которой он стал. Всегдашняя трезвая сдержанность изменяет нашему герою лишь однажды -- когда он задумывается над трагической судьбой крымской жужелицы.
"И здесь кончается искусство, и дышат почва и судьба"! Оказывается, жужелицу вытесняют из исторически сложившегося ареала обитания! И это за национальные, да хоть за общечеловеческие ценности радетелей -- пруд пруди, а за жужелицу -- как Иаков с Господом -- сражается лишь Крусанов.
У него давно уже есть свой читатель. Завоеванный "Укусом ангела" и с благодарностью воспринявший "Бом-бом" и "Американскую дырку". Этому читателю (по евростандартам литературного поведения) и адресована в первую очередь книга. "Вот что думает ваш кумир о...".
Более массовому, равно как публицистически более взыскательному читателю может и должна понравиться общая сбалансированность статей и интервью Крусанова, собранных под одной обложкой, их ровный уютный тон... Кстати говоря, именно те качества, в отсутствии которых постоянно -- и, увы, не безосновательно -- обвиняют меня самого...
Хорошая книга! Право слово!
Но где Крусанов, там и Носов. А где, однако же, сборник авторской публицистики Сергея Носова?
Где-где... Будете смеяться, но вот-вот выйдет в "Лимбусе"!
| Виктор Топоров |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 28
  от 20-08-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
В городе Бреда и то меньше бреда
  ВЛАСТЬ  
А вас куда вербовали?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Конкурсное производство
Лед не тронется, господа
ДТП -- дорожно-транспортное подорожание
Большая медведица
Искусство против звука
  НАПАСТИ  
Мы мирные люди, но наш скорый поезд стоит на опасном пути
Катастрофа после смены власти
  ТЕРРИТОРИЯ  
На сносях
  ПЕРЕМЕНЫ  
За путешествие на базар не отвечаем
Я на борт с собой беру видеокамеру
  МЕДИЦИНА  
Как стать беременной
Комментарий
  КИНО  
Галера для Мольера
  ЛЮДИ  
Слон ты мой упавший
  НЕ ВЫРУБИШЬ  
Тысячник и одна ночь
  СПОРТ  
Нужно искать не тип тренера, а персону
Нелегкая атлетика
О подвиге "Зенита", обыгравшем словацкий клуб на его поле
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
Выставки
DVD
Читали?
Кино в прокате
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Гамлет в шоколаде
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003