ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ЛЮДИ 
Певцы гнезда Петрова
зачем в Петербурге ставить немецкую оперу о первых выборах главы государства в России?
В конце октября в Петербурге в рамках фестиваля старинной музыки Earlymusic состоится премьера оперы "Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон", которая может нанести сильный удар по стереотипам -- и, возможно, не только в среде ценителей классической музыки.

Опера была написана немецким композитором Иоганном Маттезоном в начале XVIII века -- задолго до того, как этой темой заинтересовался Мусоргский. Фактически это первая опера о России, причем о России в период первых выборов главы государства.
Из курса истории мы знаем Бориса Годунова как активного деятеля царской "службы безопасности" (опричника), впоследствии -- удачливого премьера при немощном царе Федоре. Знаем также, что самодержавное правление Годунова -- избранного на царство, так как Рюриковичи уже перевелись, а Романовы еще не воцарились -- считается не слишком удачным -- голод, провалы во внешней политике, окончательное закрепощение несчастных крестьян. Одновременно Годунов был первым царем, который хотел основать в России университет и отправил молодежь учиться за границу. Тогда же произошла первая утечка мозгов -- самые способные студенты домой не вернулись, в итоге идея университета была отброшена как преждевременная.
Немецкий композитор XVIII века сделал Бориса Годунова персонажем положительным. Почему автор не мог поступить иначе, объясняет музыкальный руководитель оперы и один из основателей фестиваля старинной музыки Earlymusic Андрей РЕШЕТИН.

-- Опера "Борис Годунов" Маттезона не получила известности. Как же удалось найти ее партитуру?
-- Опера была написана в 1710 году в Гамбурге Маттезоном, который, можно сказать, был учителем Генделя. По целому ряду причин опера не была поставлена при жизни автора. Партитура считалась утерянной во время Второй мировой войны. В 1938 году она в составе архива редких рукописей была отправлена в замок под Дрезденом, откуда архив был вывезен советской армией и затем распределен по институтам культуры СССР. В 1949 году партитура оказалась в Ереване, потому что некий ереванский музыковед заинтересовался названием оперы. В 1999 году Армения вернула архив Германии по реституции.
Мировая премьера оперы прошла два года назад в Бостоне. А 30 августа этого года была европейская премьера, уже в постановке Фонда возрождения старинной музыки и фестиваля Earlymusic. Это две абсолютно разные постановки. Достаточно сказать, что бостонская постановка в визуальном отношении представляла из себя действо а-ля рус -- с "традиционными" боярами и кокошниками. Это очень опасный шаг, приводящий к некоторой лубочности. В то время как мы стремились сделать ганзейскую оперу.
-- Что это значит?
-- Россия в опере присутствует, но в том виде, как ее видели европейцы в начале XVIII века. Поэтому все костюмы выполнены не а-ля рус, а максимально приближены к тем костюмам, которые существовали в гамбургском театре в то время. Тогда никто не шил костюмы специально к конкретной постановке.
-- Почему?
-- Шить костюмы или даже делать специальные декорации часто было слишком дорого. Существовал набор декораций, которые использовали для тех или иных опер. Использовали новые аксессуары или новые сочетания. Вот и все.
-- Получается, опера не о России, а об образе России?
-- Опера писалась о Власти и Любви на примере России, в связи с ситуацией, существовавшей на 1710 год.
-- Маттезон вообще что-нибудь знал о России?
-- Маттезон был по совместительству секретарем английского посланника в Гамбурге и имел доступ к документам и архивам. Это были воспоминания разных путешественников о России. Причина возникновения оперы -- победа русских под Полтавой в 1709 году. Эта победа полностью переменила карту Европы. Вообще удивительно, что мы празднуем не эту победу, в свете которой мы до сих пор живы как великая страна, а совершенно непонятное 23 февраля, когда какой-то сброд был где-то разбит. Наша историческая память -- это что-то загадочное. Вряд ли существует где-нибудь другой народ, даже народец, который бы так все забывал.
-- Так что немцы -- они были напуганы Полтавой?
-- Гамбург был одним из тех мест, где политические изменения почувствовали особенно сильно. Дело в том, что Гамбург воевал с Данией, а на его стороне выступали шведы. Шведы были непобедимой армией и вдруг оказались разбиты Петром, которого до этого в Европе держали, мягко говоря, за странного. Таков был политический фон создания либретто.
В Гамбурге к 1710 году сложилось очень тяжелое положение -- датчане стояли на окраинах. И, конечно, возник вопрос: кто в этом виноват? Понятно, кто: виноваты шведы, которые не защитили, виноваты датчане, которые напали, но корень всех бед -- русский царь Петр. А почему, собственно, ему Бог позволил разбить шведскую армию? За что в лице Петра его род так вознесен?
Главный вопрос оперы -- who is Петр I. Но, если, отвечая на аналогичный вопрос сегодня, мы рассказываем биографию конкретного лица, то в традициях XVIII века надо было рассказывать о его предках. Родословная Петра упирается в деда, Михаила Романова. Но рассказать о Михаиле -- все равно что ничего не рассказать.
И если внимательно изучать устройство оперы, выяснится, что главным героем оперы является некий боярин Федро. Это отец Михаила Романова -- Федор Романов, который стал патриархом Филаретом. Маттезон посылает гамбуржцам главный мессидж: "Вот этот человек, Федро, потерял власть, проиграл и оказался лузером, как сейчас мы, гамбуржцы. Но он следовал высшей воле, и за это его род был вознесен настолько, что его правнук добился небывалых побед в Европе". Отсюда посыл -- если мы, находясь в такой же заднице, будем следовать мировому закону, то от нас, таких хороших (если уж русским, этаким скотам, так повезло!), Бог не отвернется. Вот такая лютеранская философия, абсолютно в духе реформаторства.
Сама опера посвящена первым в истории России выборам главы государства. В отличие от оперы Мусоргского у Маттезона она заканчивается хеппи-эндом -- Борис восходит на трон.
-- Если Борис Годунов "хитроумно приобрел трон", значит, он не может быть положительным героем?
-- Традиционно и Годунов, и Иван Грозный были однозначно отрицательными персонажами для всех европейцев, так или иначе знакомых с русской историей. Но везде в либретто, кроме, пожалуй, подзаголовка, в котором говорится о "хитроумием приобретенном троне", ничего отрицательного о Борисе не сказано. Почему Борис -- положительный герой? Да потому, что добро и зло познаются в сравнении. Годунов очень положительно смотрится на фоне тех русских, которые существовали в начале XVIII века. Это совершенно конкретный плевок в сторону Петра.
-- Почему опера так и не была поставлена при жизни автора?
-- По той же причине, по которой Маттезон спрятал главный сюжет, не проявив его в достаточной степени в либретто. Но либретто -- это только один уровень текста. Второй уровень -- это музыка. Попробую привести пример. Если ты читаешь стихи "служенье муз не терпит колеса", то видишь, что это абракадабра. Но если эти стихи положить на музыку, она сшибает тебя с ног мгновенно. Другой пример -- русские романсы. Как правило, это ничего собой не представляющие стишата. Но положенные на музыку, они производят очень глубокое впечатление.
Так вот, тексты, сочиненные самим Маттезоном, подчас вступают в такие противоречия, что их смыслы можно назвать взаимоисключающими. Маттезон этими текстами указывает на самое главное в опере -- рассказ о боярине Федро. Но для Маттезона, как для человека, вовлеченного в политический этикет, было очевидно, что это ставить нельзя. Потому что Гамбург не мог позволить себе поставить оперу про царя, от которого зависит в том числе и судьба Гамбурга. А, может быть, кто-то влиятельный настойчиво посоветовал этого не делать. Только очень веские политические причины могли побудить Маттезона отказаться от постановки.
-- Вообще, барочная опера чем-то отличается от привычной?
-- Кто знает, что такое барочная опера? Ни одной барочной оперы не ставит ни Мариинский, ни Большой театр, при том что это жанр, который не просто был создан в эпоху барокко. Это квинтэссенция барокко.
-- Почему так трудно расшифровывать барочные произведения?
-- Сегодня для нас главным носителем информации является фраза. А для людей эпохи барокко смысл заключался в конкретном слове. Сопоставление слов внутри предложения, их контрастность, степень этой контрастности -- вот что было носителем информации. Сама же фраза придавала нюансы, но не несла главного смысла. Поэтому барочная литература для нас так слаба. Мы не улавливаем диссонансов и консонансов внутри предложения. Мы пытаемся ухватить смысл всего предложения и видим, что оно угловато, коряво. Мы пытаемся сгладить углы, которые в эпоху барокко, наоборот, максимально выделяли. Тогда слово значило невероятно много.
-- Может, восстанавливать старое надо, все-таки адаптируя его к сегодняшнему зрителю?
-- В своей работе мы ориентируемся на основателей журнала "Старые годы". Когда мы издаем ноты, мы пытаемся делать это так, как делали они. Такие люди, как Александр Бенуа, как барон Врангель, Лукомский, Лансере, которые заново открывали XVIII век, занимались сохранением старины -- это для нас эталон. Мы продолжаем их дело.
Когда Лансере и Лукомский со товарищи организовали Общество старого Петербурга, они остановили развал города. Ведь при Александре III Петербург уничтожался как никогда. Когда в Москве проходит антикварный салон, на нем представлено много предметов XX и XIX веков, почти нет XVIII, а с XVII по XV и далее -- просто нет, будто страны и не существовало вовсе, как будто мы какие-нибудь США, которым триста лет. Город наш -- уникальный. А мы его пытаемся сделать его "современным городом", в архитектурном отношении снизить до уровня городов вроде Лондона.
-- Что погибло при Александре III?
-- При Александре III снесли множество замечательных усадеб и понастроили доходные дома. И сформировалось новое лицо города с этими дворами-колодцами. Но сегодня мы присутствуем при действительно горестных событиях. Петербург XVIII века уничтожается. Остались считанные районы с двух-трехэтажными домиками. Ведь таких домов не будет больше никогда.
Возвращаясь к истории со знаменитым небоскребом, надо отметить, с какой удивительной быстротой все наши архитекторы, которые из любви к деньгам так добросовестно уничтожали город, вдруг превратились в борцов за сохранение города. Как же так, небоскреб строят у Смольного собора! Но дело-то не в небоскребе, а в том, кого назначили выполнять заказ. Кому бабло достанется. Потому что посмотрите-ка: Смольный собор, который дивным облаком парил в воздухе, мы видим уже не на фоне неба. Там благополучно стоятся высотки, которые и станут новым фоном. А собор после этого станет ничем. А они при этом кричат про какой-то небоскреб, который "все испортит". И между делом сами все портят.
Почему? Да потому, что пока существуют такие творения, виден их собственный уровень. Все эти современные академики, выдающиеся архитекторы -- кто они в сравнении с теми, кто строил Петербург? Им трудно существовать рядом с Захаровым, Валлен Деламотом, даже рядом со Стасовым. Представьте, люди, которые построили Спас-на-Крови, так милый всем туристам, взяли бы и взорвали Собор Василия Блаженного -- и все, тут же стали бы великими архитекторами. А наши, по бесстыдству своему, именно так и поступают. Степень бесстыдства возросла.
-- И с чем это связано?
-- Да понятно с чем. С общей развращенностью мозгов людей за семьдесят лет советской власти. Мы живем в постсоветскую эпоху, это время безвременья. Оно может длиться и сто лет. Все, что на поверхности происходит, -- все временное. А в подшерстке начались очень обнадеживающие процессы.
-- В чем обнадеживающие?
-- Я путешествую по стране, играю в разных городах, часто старинной музыки там никогда не слышали. И люди невероятно реагируют, есть отклик. Это значит, что в наших людях существует невероятный культурный запрос, у них невероятные культурные критерии. И в принципе, политики могли бы строить свои программы на удовлетворении этого запроса, а предпочитают строить -- не известно на чем. Но правильные процессы уже запустились. Вечное ждет своего часа. На поверхности -- гадость, а подшерсток -- растет.
| Венера Галеева |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 14
  от 23-04-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  ВЛАСТЬ  
Какое здание в Петербурге вы бы снесли?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СООБРАЖЕНИЯ  
На форуме диком
  СОБЫТИЯ  
Музей современного иллюзионизма
Дело о вырезанных пулях
ОМОН России не понять
Марш несогласных, V 2.0
Вознесся выше он главой покорной администрации СПб
А судьи что?
"России" нравятся цифры поменьше
Пиковая дамба
Сеанс белого гламура с последующим разоблачением
Фрунзенский универмаг подает сигнал ВООПИиК
Дом на Эсперова не сдается
"Город" снова стал победителем
  ЧТО ЕСТЬ?  
Холодное мясо 2007-го
  МЕДИЦИНА  
Косметический ремонт
  ТЕРРИТОРИЯ  
Новое -- хорошо разрушенное старое
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
На белом катере к собору Парижской богоматери
  СТРАХОВАНИЕ  
Судогражданка для любимого катера
КАСКО -- советы по разумной экономии
Дачный тариф-07
Звезд на льду застраховали
  ЛЮДИ  
Мы актеры. Наше место на сцене?
  СПОРТ  
Мы упрямо хотим иметь "Динамо"
Чаша миновала
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Голубая фишка аксакала
  В СВОЕМ РЕПЕРУТАРЕ  
Три на три
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Ужас, летящий на крыльях ночи
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003