ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ПРОЕКТЫ 
Забили Стрельну
как выбирали проект того, что построят рядом с Константиновским дворцом
Объявление результатов конкурса на проект Конгресс-центра в Стрельне обозначило появление в России нового типа архитектурного состязания -- тайный конкурс. В итоге был выбран проект Рикардо Бофилла -- самый консервативный проект из всех предложенных. Эксперты выстраивают разнообразные предположения, для чего понадобилась такая сложная система определения победителя.

В мировой практике приняты два основных типа архитектурных конкурсов на сооружение зданий, комплексов, градостроительных концепций -- открытые и закрытые. В открытых может принять участие любой желающий, имеющий или получающий профессиональное образование. Часто открытые конкурсы проводят в два этапа, пропуская в финал лучшие проекты. Денежные призы получают только победитель и лауреаты.
Закрытый конкурс предполагает участие небольшого (обычно до десяти) количества знаменитых архитекторов, которые получают равные гонорары за участие. В этом случае победителя определяют в один тур, но объявление о проведении конкурса, выставка проектов и публичные обсуждения являются обязательными условиями. Это делает конкурс событием. Именно в таком формате, вне зависимости от оценок конкретных проектов, состоялись конкурсы на вторую сцену Мариинского театра, футбольный стадион на Крестовском острове, с оговорками -- по "Охта-центру".
Организаторы конкурса на проект Конгресс-центра, проведенного по инициативе Управления делами президента, изобрели новый способ определения лучшего проекта. Они провели два конкурса -- открытый и закрытый, последний точнее будет назвать тайным. Объявление об открытом конкурсе было опубликовано в СМИ, размещено на официальном сайте комитета по градостроительству Смольного. Закрытый конкурс оставался тайной до последних чисел сентября, хотя начался еще в мае 2007 года. Слухи об участниках закрытого конкурса появились только после заседания жюри открытого конкурса, которое состоялось 24 сентября.
Уже после объявления победителя закрытого конкурса поздним вечером 7 октября управделами президента Владимир Кожин сообщил журналистам, что выставка проектов проходила в Кремле и была доступна только членам конкурсной комиссии. В ходе голосования 25 членов комиссии из 29 присудили победу Бофиллу.
Наши источники объясняют появление гибрида открытого и тайного конкурса стремлением организаторов учесть негативный опыт "Охта-центра" (когда российских архитекторов оставили за бортом), но в итоге отдать право проектирования мировой знаменитости. Те же источники сомневаются в том, что президент Путин принимал личное участие в выборе проекта-победителя. Скорее, судьбу конгресс-центра решал г-н Кожин и его советники.
После объявления своего имени Рикардо Бофил выступил с короткой инаугурационной речью, в которой обещал создать образец нового классицизма. По его словам, симметрия определяет красоту, красота определят этику, этика определяет симметрию.
Красота, по версии г-на Бофилла, выглядит так. Здание высотой 38 метров будет иметь 4 фасада, каждый длиной 180 метров. Расстояние между двумя центральными колоннами -- 80 метров.
По слухам, российским адаптером у испанца станет бюро Владимира Григорьева. Оно создавало проекты отеля и консульской деревни в Стрельне. Г-н Григорьев был членом конкурсной комиссии в закрытом соревновании, но не значился в жюри открытого конкурса.
В любом случае, проекты звезд мировой архитектуры заслуживают хотя бы краткого воспроизведения. Привожу их в том порядке, как они изложены в служебном презентационном буклете.

1. Массимилиано Фуксас: здание представляет собой крытую площадь, сформированную несколькими скульптурными объемами, напоминающими скалы и айсберги, заключенные в прозрачный параллелепипед.

2. Рикардо Бофилл: конгресс-центр представляет собой квадратное в плане здание. В центре расположен зал, имеющий форму круга, вписанного в квадрат.

3. Вольф Прикс: концепция возникла из идеи коммуникации как основного назначения объекта. Планировка здания выполнена таким образом, что во все помещения конгресс-центра проникает дневной свет.

4. Эрик ван Эгеррат: в основе лежит стремление вписать здание в ландшафт и создать новую парковую среду. Большая часть здания скрыта под ландшафтом, из которого выступают только основные объемы зала конгрессов, камерного зала и главного фойе.

5. Марио Ботта: композиция состоит из центрального вытянутого корпуса, к которому присоединяются 4 объема. Каждая функция выделена в отдельный объем. Здание приобретает выразительный узнаваемый силуэт.

6. Жан Нувель: в основе концепции лежит идея сада скульптур. На территории парка располагается ряд объемов, включающих в себя все функции конгресс-центра. Часть парка накрывается террасной структурой. Образуется мультифункциональное фойе -- форум. Парк становится интерьером здания, создавая в конгресс-центре необычную атмосферу. Кровля террас также является парком, архитектура -- продолжением пейзажа.

Г-н Кожин сообщил некоторые экономические детали. Стоимость конгресс-центра оценивается в 350 млн евро. Строительство начнется летом 2008 года, открытие намечено на 2011 год. Для ведения проекта создана компания, куда вошли Управление делами президента, "Лукойл", Новолипецкий металлургический комбинат, Газпромбанк, банк "Россия" и ВТБ. Государство вложило в предприятие земельный участок, остальные в равных долях обязались финансировать строительство. В тех же долях конгресс-центр будет принадлежать инвесторам.



Комментарии

Евгений Асс, архитектор, член жюри открытого и закрытого конкурсов:
-- Проведение двух соревнований, одного для хороших, другого -- для всех остальных, является нарушением правил проведения международных архитектурных конкурсов. О том, что проводится закрытый конкурс, мне стало известно в день заседания жюри открытого конкурса. Вероятно, я был механически включен в состав жюри международного конкурса.
Логика такого способа определения лучшего проекта мне не ясна. Если открытая часть конкурса была призвана развивать российскую архитектуру, то получилось наоборот. Ее обидели тем, что ни один из проектов заведомо не предназначался для реализации. Уже не говоря о том, что архитекторы были поставлены в неравные условия. Участники закрытого конкурса получили конкурсные задания в мае, участники открытого -- в августе.
На заседании жюри открытого конкурса мне вручили буклет с "картинками", не познакомив с планшетами, принятыми в подобных ситуациях. На выставку в Кремль невозможно было успеть чисто технически.
Я не голосовал за проект Рикардо Бофилла. В кулуарах архитекторы -- члены жюри высказывались в пользу проектов Нувеля, Эгераата и Фуксаса. Проект Бофилла трудно комментировать. Он выглядит так, будто к "коробке" Мис ван дер Роэ (один из родоначальников функционализма. -- В. Ш.) приставили дорические колонны. За такой растянутый нелепый фронтон студент архитектурного вуза не получил бы больше тройки. Единственное, что могло привлечь заказчика, -- апелляция к историческим образцам. Но в натуре считать ордерную систему будет невозможно.

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, член комиссии закрытого конкурса:
-- Я голосовал за другой проект.
| Вадим Шувалов |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 20
  от 11-06-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Отборная сборная
  ВЛАСТЬ  
Вы зачем курите?
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Чайник стонет перед бурей
За ЕГЭ ответишь!
Три за год
Смольный полетит, но дешевле
Цена жизни
Почтальон не предупреждает дважды
Устоит только гараж Рязанова
Битва кораблей с танкерами
Борьба за небесную линию
"Трибуна" начинает борьбу за женские тела
В Петербурге стартует проект Альфа-Банк -- Cosmopolitan -- Visa
Книга про кота стала бестселлером
  НАПАСТИ  
Какая гадость, эта ваша японская заливная рыба
  САМООБОРОНА  
Волшебники из страны Ос
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Чтобы руку поднял Таллин, посылая нам привет
  СПОРТ  
Чужие здесь не ходят
  ЛЮДИ  
Гуськов придет дать нам волю
  КУЛЬТУРА  
Бяка-любовь
Что бы почитать перед "Преступлением и наказанием"
Кантор - лоцман в мире текста
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
Незатейливые, но танцы
CD
Выставки
Кино в прокате
Читали?
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Главный герой-2
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003