ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ПЕРСПЕКТИВЫ 
Луна по нам плачет
кто, когда и зачем полетит на Луну
Роман Абрамович хочет заплатить $300 миллионов и полететь на Луну. Желание это надо только приветствовать (что и сделал глава Роскосмоса Перминов) -- потому что люди уже давно не летают дальше МКС "Альфа" (360 -- 400 км от Земли). Проблема только в том, что на Луну лететь пока не на чем.


Догнать и обогнать Малайзию

В ближайшие 5 -- 10 лет, судя по всему, ни один из российских космонавтов ни на какую новую планету не наступит. Тем не менее, как сообщил нам Олег Мухин, вице-президент Федерации космонавтики России, и подтвердил Олег Ипатов, ректор Балтийского государственного технического университета "Военмех", в России возобновлены работы, связанные с освоением Луны и Марса (были приостановлены в 1990-е гг.) и разработкой новых видов топлива для космических ракет.
Первыми испачкали Луну своими ботинками американские космонавты. Капитан американского космического корабля Apollo-11 Нил Армстронг, высадился на Луне 20 июля 1969 года, чуть позже к нему присоединился Эдвин Олдрин, оказавшийся по соседству на том же корабле. Потом на Луне побывали еще 10 человек, и с тех пор интерес к полетам на Луну подзаглох. Понятно, что первый полет был делом чести -- американцам, проигравшим России в первом этапе космической гонки, нужно было доказать, что они хоть в чем-то круче. Доказали. Этого оказалось достаточно. Насущной необходимости запускать каждый год космонавтов на Луну не было.
Но сейчас, во-первых, появился коммерческий интерес -- есть желающие отправиться на Луну туристами, во-вторых, ученые пришли к выводу, что полностью заменить людей роботы не могут.
-- Глупый вопрос -- что важнее, человек или прибор, или в другой формулировке "могут ли роботы заменить человека в космосе", -- говорит летчик-космонавт Георгий Гречко. -- Американцы запустили на орбиту телескоп "Хаббл". Замечательный прибор, он уже несколько лет летает, работает 365 дней в году, 24 часа в сутки. Но когда его только запустили, обнаружилось, что оптическая система разрегулирована и он слепой. Без человека в такой ситуации не обойтись. Человек летит и чинит. Так они друг друга дополняют. Сейчас американцы хотят сделать робота, который будет чинить телескоп на орбите. Это следующая стадия развития взаимоотношений людей и роботов в космосе. Пусть робот чинит, а человек летает в космос и занимается там наукой.
В результате лунная гонка сейчас возобновилась. И снова, как в 1960-е годы, не обошлось без политики. Какие только страны не заявляют теперь, что отправят человека на Луну. Индия и Китай планируют послать своих сограждан на Луну в ближайшие годы. В Индии хотя бы свой космодром есть (правда, нет своих пилотируемых ракет), а начинали они с того, что садились на хвост -- первым гражданином Индии, побывавшим на орбите, стал космонавт Ракеш Шарма -- в 1984 году он провел 8 дней на борту советской станции "Салют-7". Сейчас уже американцы садятся на хвост индусам.
Последний собственный аппарат США отправили на Луну в 1994 году, сейчас программа исследования Луны настолько запущена, что приходится использовать чужую технику -- американцы поставят свою аппаратуру на борт индийского лунного зонда Chandrayaan-1, что улетит в 2008 году с индийского же космодрома Шрихарикота. За два года пребывания на лунной орбите Chandrayaan-1 должен сделать новые карты Луны, и только в 2018 году NASA собирается осуществить пилотируемый полет на Луну.
У Малайзии вообще ничего своего нет -- ни космодромов, ни ракет, зато есть космонавты -- целый отряд: из 11 тысяч 275 претендентов на космический полет отобраны 894 человека. В 2007 году первый малазийский космонавт отправится на орбиту -- это было условием сделки на $900 миллионов по покупке российских истребителей Су-30МКМ. Малайзия просто сказала -- не возьмете нашего человека в космос, не купим истребителей. Путин согласился. Сейчас Малайзия замахнулась уже и на Луну.
-- Мы планируем осуществить высадку на Луну уже в 2020 году. Я уверен в том, что все граждане нашей страны разделяют желание увидеть своего соотечественника на этом далеком спутнике Земли, -- заявил министр науки, технологии и инноваций Малайзии доктор Джамалудин Джарджис.
Полет на Луну вошел в национальную программу под лозунгом "Malaysia Boleh!" ("Малайзия может!"). Явно списано со слогана "Canon" -- "Canon -- you can!", но не важно. А что же с Россией?
-- У РКК "Энегрия" и НПО Лавочкина уже готова программа пилотируемых полетов на Луну и на Марс, -- рассказывает Валерий Куприянов (Федерация космонавтики России). -- Там достаточно подробно все прописано -- что надо делать и когда, технические решения в разных вариантах -- запуск космонавтов на Луну на ракете-носителе "Энергия", "Протоне", еще одном, который пока не имеет названия. Прописаны сроки 2020 -- 2030 гг. Все есть. Нет только одного. Нужно принять политическое решение. Нужно, чтоб Путин кулаком по столу стукнул, как это сделал в 1961 году Кеннеди, объявивший, что полет на Луну -- национальная цель. Сразу за этим последовала программа "Аполлон" и они полетели.

Гвиана нам поможет

Использовать для полетов российского космодрома Плесецк или казахстанский Байконур не очень-то выгодно -- чем ближе к экватору производится старт, тем меньше энергии требуется для запуска и дальше может улететь ракета, либо, улетая на ту же орбиту, ракета может вывезти больше груза -- используется сила вращения Земли. Принцип известен еще неандертальцам. Установленная близко к экватору ракета раскручивается как камень в праще, остается отстегнуть ее, немного поработать двигателем, и вот уже ракета на орбите.
При старте с экватора ракета только за счет вращения Земли приобретает дополнительную скорость 465 м/с в направлении на восток (пешеходы не срываются с поверхности только потому, что им не хватает первого толчка). Кстати, именно поэтому траектории запуска обычно прокладывают в восточном направлении.
В РФ разрабатывался проект запусков пилотируемых кораблей с космодрома Плесецк, а также проект запуска кораблей в районе пос. Свободный в Восточной Сибири, но в итоге признали, что по большому счету это нерационально. На двухсоткилометровую высоту с Плесецка можно отправить только 535 кг, а с экватора -- 742.
Поэтому сейчас Россия начала строить стартовую площадку в бывшей французской колонии, а также участвует в проекте Sea Lanch -- старт с плавучей платформы близ экватора.
Соглашение о строительстве стартовой площадки для запусков модернизированной ракеты-носителя "Союз-2" с разгонным блоком "Фрегат" на космодроме Куру во Французской Гвиане было подписано между Россией и Францией в начале 2004 года. С Куру можно будет запускать на геостационарную орбиту спутники массой в 2,5 -- 3 раза тяжелее, чем с Байконура. После многолетних боданий на международном уровне (опасались, что тяжеловозы "Союз" составят конкуренцию европейским ракетам "Арианам") было решено, что ракеты разные и будут только дополнять друг друга. По планам первый "Союз" должен стартовать из Гвианы в 2008 году.
Но тут мы упираемся в главную проблему российской космонавтики -- летать-то некому.
Отряд космонавтов сейчас держится на старых кадрах, людях, подготовленных еще в СССР. К настоящему моменту в отряде 10 космонавтов 1930-х годов рождения, 8 -- 1940-х, 17 -- 1950-х, то есть больше чем половине -- за 50, и только 3 человека моложе 40.
Правда, в феврале 2007-го 48-летний петербуржец Сергей Крикалев, на счету которого 6 космических полетов, стал вице-президентом по пилотируемым полетам ракетно-космической корпорации "Энергия". Это часть государственной программы по омоложению российского космоса.
-- Все петербургские предприятия, так или иначе связанные с космосом и работающие на космические программы, загружены заказами до 2012 года, -- рассказывает Олег Мухин, вице-президент Федерации космонавтики России.
Но то касается больше инженеров, а в космонавты мало кто идет. Последний набор был в мае 2003-го -- отряд космонавтов пополнился на троих.

Лучший вариант -- божья коровка

Одна из основных проблем российской космонавтики -- непредсказуемость точки посадки космонавтов после полета и связанные с этим риски. Большинство приземлений сейчас делается так же, как на заре космической эры, -- с помощью отстреливаемой от ракеты-носителя капсулы с парашютом. Это самый простой и экономичный вариант. Однако после отстрела капсула практически неуправляема, приземляется черт-те где, после чего ее еще долго приходится искать.
-- Был случай, который так и не получил широкой огласки: Леонов упал в тундру, газеты писали, что он в санатории, а наши космонавты не могли выбраться, -- рассказывает Георгий Гречко. -- Провизия, которую им сбрасывали, повисала на деревьях. Приходилось охотиться на белок, но получалось не очень.
Альтернатива -- космический корабль с крыльями. Этот вариант был взят на вооружение США ("Шаттл") и Россией (проект "Буран"). Получилось не очень хорошо. Теперь американцы делают новый корабль с капсулой. Россия хотела было построить крылатый и возвращаемый аппарат -- проект "Клиппер", но сейчас его притормозили и сосредоточились на обновленном варианте старого доброго корабля "Союз", который строит РКК "Энергия".
-- "Союз" станет универсальным космическим кораблем -- он сможет летать не только к МКС, но и совершать полеты к Луне и обратно, -- рассказывает глава РКК "Энергия" Николай Севастьянов. -- В отличие от применяемых сейчас кораблей "Союз-ТМА", которые могут находиться в составе МКС всего по полгода, его глубоко модернизированный вариант будет способен выдержать экспедицию до 360 суток. Основное отличие лунного варианта корабля состоит в том, что теплозащита его спускаемого аппарата должна быть толще и прочнее с тем, чтобы "Союз" с экипажем, возвращаясь от Луны, мог войти в атмосферу Земли на второй космической скорости (11,2 км в секунду).
Кроме того, новый "Союз" собираются нашпиговать более современной электроникой, которая уменьшит вес и высвободит пространство (на нынешнем варианте "Союза" стоит радиоаппаратура, разработанная еще в 1970-е годы). Однако выигрыш по весу получается небольшой, и Георгий Гречко уверен, что обновленный "Союз" -- это не то, что нам надо.
-- "Союз" -- это тупиковый путь, этот тип космического корабля себя исчерпал, -- говорит Гречко. -- Дополнительный выигрыш в весе, который еще можно получить, -- 50 -- 100 кг. Этого недостаточно. Для полноценной космической экспедиции необходимо вывозить на орбиту 6 человек -- капитана, бортинженера и четырех ученых. А все современные российские корабли могут вывозить на орбиту только по 2 -- 3 человека. Надо сделать корабль типа "Союза", но широкий, и параллельно создавать гибридный корабль принципиально нового типа. Мы, как и американцы, впрочем, мечемся между двумя вариантами -- корабль с капсулой и крылатый челнок, но и то и другое ущербно. Был у нас такой инженер Сыромятников, который еще лет 50 -- 60 назад предложил гибридный корабль. При возвращении на землю он проходит плотные слои атмосферы, имея максимально обтекаемую форму, а ближе к земле выпускает крылья, как божья коровка. Корабль должен предусматривать разные варианты сборки из блоков и в зависимости от типа сборки летать и на Луну, и на Марс, совершать межорбитальные полеты, и еще, конечно, нужен принципиально иной вид двигателя. "Союз" -- это топтание на месте.
-- Самое перспективное направление -- переход на ядерные энергетические установки, -- поясняет Олег Ипатов, ректор Военмеха. Такие работы ведутся и в США, и у нас в институте, и весьма успешно. Тормозит их не технический, а чисто моральный аспект -- все еще боятся Чернобыля. Но без ядерных установок все равно не обойтись. Понимание этого приходит. Недавно спущен наконец на воду атомный ледокол "60 лет Победы", 15 апреля запущена первая плавучая атомная электростанция (их будет построено 12 штук). Человечество возвращается к использованию атомной энергетики.
"Энергия" не послушалась и продолжает тюнинг "Союза". Ввод в эксплуатацию "Нью-Союза", способного летать на Луну, намечен на 2010 год.

Конкуренты в космосе

Даже если государственные космические программы прикажут долго жить, развитием космического туризма займутся частные компании. Сейчас туристическая путевка на МКС "Альфа" обходится в $20 млн. Нельзя, правда, сказать, что это продукт массового спроса -- пока Россия отправила в космос только пять туристов (американцы разного происхождения Деннис Тито, Грегори Олсен, Аноуше Ансари и Чарльз Симонии и Марк Шаттлворт из ЮАР.
Среди россиян тоже были желающие совершить такой полет, только они, как правило, пытались получить скидку и слетать за $10 млн. Первым, кому удалось договориться, стал Сергей Полонский, но за неделю до полета он неожиданно отказался. Причины относятся к области PR и не имеют никакого отношения к действительности.
-- Нет никаких сомнений в том, что в ближайшем будущем космический туризм станет распространенным явлением, -- считает Олег Мухин, вице-президент Федерации космонавтики России.
Но у российской программы космического туризма появились конкуренты, предлагающие более бюджетные варианты. Одна из американских компаний сейчас строит 2 космических аппарата, специально для туристов. Специальный самолет будет поднимать туристов на высоту 15 км, с борта самолета стартует крылатая космическая ракет на 6 мест, которая летит по баллистической траектории, поднимаясь до высоты 115 -- 120 км. 80 минут туристы находятся в невесомости и возвращаются на крылатой ракете на аэродром. Билет стоит $200 тыс. На эту услугу стоит уже очередь в 300 человек.
С тех, кто останется на высоте 15 км, за удовольствие посмотреть на то, как с их же борта улетают те, кто заплатил $200 тыс, берут по $60 тыс. И тоже уже стоит очередь из заплативших. Хотя самолеты и ракеты еще не построены и создаются по методу долевого строительства. Первый полет намечен на 2009 год.



Кстати

На борту космических аппаратов то и дело возникают разные не предусмотренные планом проблемы. Которые приходится решать нестандартными способами
-- У одного из космонавтов, который летел со мной, заболел зуб, хотя их перед полетом многократно проверяют и залечивают, -- рассказывает Георгий Гречко. -- Перерыли аптечку, есть что угодно -- от головы, от простуды, а от зубов ничего. А ему уже так больно, что терпеть не может. Прикладывает холодное, горячее, полощет -- ничего не помогает. А у нас на борту был контрабандный акупунктурный аппарат из Японии для воздействия на точки, и у меня был рисунок уха с точкой от зуба и рядом -- смертельная. Я достаю, смотрю и вижу, что на рисунке и у моего коллеги уши разные. А он уже все таблетки сожрал и кричит от боли: "Ну давай же, жги". Я нашел точку, как мог, нарисовал ручкой на ухе, приложил прибор -- нет эффекта, усиливаю ток -- все равно нет. Коллега говорит -- давай еще. Я: "Инструкцией не предусмотрено". Он: "У кого болит, у тебя или у меня?" В итоге я прожег ему ухо насквозь, но боль так и не прошла. Я говорю: звони на Землю, он мнется. Я говорю: черт с тобой, давай я сам позвоню, скажу, что у меня болит. Так и сделали. К нам на подмогу с ближайшим кораблем прилетел американец. Говорит: меня прислали лечить зуб. Я говорю, Лемми, ты же летчик-истребитель, тебя разве учили зубы лечить. Он -- да. Я вспоминаю Петра I c его клещами и спрашиваю: как долго, год, два? Он, гордо: "Полтора часа. Я брал толстое стекло оргалита и дырки сверлил". В общем, мы ему лечить не дали.
| Алексей Орешкин |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003