ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ПРОГНОЗЫ 
За белого двух небелых дают
что будет с людьми белой расы, когда европейская цивилизация рухнет?
"Город" продолжает серию интервью с философами, историками и политологами о будущем России. Сегодня на наши вопросы отвечает ректор Восточно-Европейского института психоанализа, член Экспертного совета Совета Федерации РФ профессор Михаил РЕШЕТНИКОВ.

-- Вас как члена экспертного сообщества, которое сотрудничает с политической элитой, беспокоят риски 2008 года?
-- Смена первого лица в России это, конечно, не президентские выборы в Америке, где экономическая и политическая жизнь от первого лица зависит гораздо меньше. Поэтому идея преемника всех волнует. Неизвестность -- с одной стороны, и интуитивное понимание того, что человек, до того как он облечен высшей властью, и после ее получения -- может оказаться двумя разными людьми. Исторических примеров более чем достаточно.
-- В своих работах вы достаточно пессимистичны -- утверждаете, что европейская цивилизация утрачивает свое лидерство и, возможно, нас ждет смена парадигмы развития.
-- Я не считаю этот прогноз пессимистическим. Все империи и все цивилизации -- конечны. И этот прогноз -- не из худших.
-- По сравнению с ядерной войной?
-- Не только с ядерной, даже с обычной. Что касается европейской цивилизации, то Россия является ее частью, но -- не так уж давно, и не обязательно должна разделить ее судьбу... Вообще, вряд ли стоит сужать понятие земной цивилизации до рамок одного континента. Уже давно нужно думать о планетарной цивилизации в целом. При этом нетрудно заметить, что на протяжении доступных нам периодов истории центр земной цивилизации постоянно перемещался в географическом и этническом пространстве планеты Земля. Была месопотамская, египетская, римская, греческая, средиземноморская. Сейчас -- европейская. Почему она должна быть последней? Я, например, не уверен, что мы живем при самом высшем или самом совершенном варианте развития человеческого общества.
-- Грядущее изменение центра цивилизации вы связываете с демографическим фактором?
-- Не только. Отчасти это некое предчувствие, в основе которого лежит сумма определенных гуманитарных знаний, которые всегда неочевидны. Обосновать это, как, например, в физике, когда при повышении температуры под котлом давление в котле возрастает, -- невозможно.
-- То есть это философская модель?
-- Скорее, гуманитарная. Я смотрю на предстоящую смену парадигмы общественного развития, впрочем, как и на смену национальной и конфессиональной составляющих европейской популяции, спокойно. Меня это не раздражает, не удивляет и не пугает. Я не сомневаюсь, что земная цивилизация будет развиваться. А когда кто-то приходит в ужас оттого, что европейская цивилизация не будет лидирующей, у меня возникает подозрение в некой позиции цивилизационного превосходства. И оно представляется мне ничуть не лучшим, чем национальное или расовое.
-- Понятно. Смирись, гордый белый человек.
-- Почему смирись? Прими! Это надо принять, как мы принимаем заход и восход солнца. Это естественный процесс. Вероятно, также печалились о себе древние греки. Где они?
-- В голове не укладывается -- почему вдруг цивилизация белого человека, несколько тысячелетий являвшаяся господствующей, исчерпала ресурс развития. В чем мы проиграли?
-- Я вообще не хотел бы говорить об этом в терминах "проиграли" или "выиграли". С таким же успехом можно сказать, что весна проиграла, началось лето. Хочу заметить, что мы не знаем тех исторических законов, по которым развивается планетарная цивилизация -- нам известны только их следствия, но не сами законы. Это раз. Мы знаем только, что центры развития земной цивилизации постоянно перемещаются. Что мы знаем еще? Мы знаем, как сказал горячо любимый мной Фрейд, что периодически происходит истощение энергии массы -- наций, народов и т.д. После Фрейда через десятки лет ту же мысль сформулировал Гумилев, обозначив ее как пассионарность, то есть способность наций, народов, этносов к развитию, к более активному и даже более агрессивному поведению на исторической арене.
Если мы посмотрим на современную планетарную популяцию, то в ней сейчас живет 21% белых и 79% представителей африканского и азиатского населения. В этой популяции 23% христиан и 77% представителей других конфессий. И было бы большой ошибкой говорить, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Такая оценка возможна только в технических терминах. Но никак не в отношении культуры, традиции и т.д. Есть мы, и есть -- они, иные. И их инаковость имеет такое же право на существование и развитие, как и наша.
-- Как, по-вашему, ситуация будет развиваться дальше?
-- По прогнозам демографов, к концу XXI века белое меньшинство планеты составит 10 -- 12%, может, от силы 15%. Это значит, подавляющее большинство будущей цивилизации будет представлено людьми других этносов и рас другой культуры, другой традиции. Уже сейчас среди 18-летних белые составляют всего 15%.
-- Это может привести к конфликту глобального масштаба?
-- На публичных лекциях иногда спрашивают: "А не сделать ли нам сейчас так, чтобы их было числом поменьше?" Намекают даже на генетическое оружие. Но если это произойдет, то будет таким грехом, от которого человечество морально не оправится никогда. Смена популяции -- это явление природы. А мы -- только ее часть.
-- У меня как у представителя белого меньшинства только один вопрос. Варвары, завоевавшие Европу, обладали высокой пассионарностью, но в то же время погубили высокую античную цивилизацию. Европу тоже ждет откат на несколько веков дикости?
-- Вполне возможно, что будут шаги назад, этого нельзя исключить. Да, были варвары, которые разрушили античную цивилизацию, но на ее обломках возникла та самая европейская цивилизация, которой мы сейчас так гордимся. Вспомните Древний Рим -- погрязший в удовольствиях и разврате, коррупции, пьянстве, с разложившейся армией -- вроде бы красивый, благоухающий, но в чем-то очень дурно пахнущий. Не хочется проводить аналогий. Но когда от самой лучшей цивилизации несет наркотиками, проституцией, алкоголем, развалом семьи, коррупцией, бандитизмом, утратой высоких идеалов и ценностей, безверием, ненадежностью дружб и т.д. -- появляется масса сомнений: так ли уж она хороша?
-- Белых всегда было на планете меньшинство. Получается, что белые люди во временам Колумба были непобедимы. А современная Европа ничего не может противопоставить чужому натиску?
-- Это многофакторный процесс. И популяционный фактор отнюдь не главный. Прежде всего, мы постепенно утрачивали духовное лидерство. Когда мы говорим о "цивилизации белых", то, естественно, подразумеваем, прежде всего, христианскую Европу. Это была главная и великая объединяющая идея, создавшая европейский мир. Покойный Папа Римский настаивал на том, чтобы в конституции Евросоюза были прописаны его христианские основы.
-- И это предложение было отвергнуто правительствами европейских стран.
-- Политическая конъюнктура тогда перевесила -- на повестке дня стоял вопрос о вступлении в Евросоюз Турции. Однако европейское сообщество остается христианским. Когда в XIX веке начался кризис религии, появилась демократическая идея, в некотором роде -- своеобразный вариант светской теологии. А сейчас мы видим, что и эта идея истощается. Второй фактор, безусловно, -- популяционный. У всех европейцев объективно более малочисленное и более слабое потомство. Значительное число людей в Европе вообще не собирается иметь детей (в некоторых странах -- таких до 40%).
-- Вы трактуете это как нежелание нации жить?
-- Здесь легко найти объяснение или спрятаться за разными привнесенными толкованиями. Можно попенять на леность души и тела, ведь дети -- это огромные материальные и духовные затраты. А люди хотят жить для себя. Можно посетовать на ненадежность будущего. Но на самом деле -- мы не знаем, почему так. Мы только регистрируем факты: рождаемость очень низка в северной Европе и повышается по направлению к югу.
-- Думаете, белая цивилизация не способна ничего предложить миру?
-- Я так не говорю. Она как раз предложила, и очень много предложила. Но после долгого периода развития по пути европейский гуманизма мы вдруг начали молиться на другую икону -- научно-технический прогресс. А культура и технический прогресс -- это далеко не одно и то же. Культура исходно сакральна, идет из храма и ориентирована на высокие духовные потребности общества. Технический прогресс ориентирован на удовлетворение примитивных телесных потребностей.
Прогресс требует огромного количества рабочих рук. А начиная с 60-х годов ХХ века на нашем континенте появилось множество профессий, которые практически никогда не выбираются представителями титульных наций. И все страны вынуждены принимать мигрантов. И будут принимать их в еще больших количествах. И здесь возникает новая проблема: отношение к мигрантам. Фукуяма в свое время описал то, как этот процесс происходил в ХХ веке в Америке, когда белое большинство снисходительно согласилось принять в свои ряды немножко темнокожих американцев при условии, что те примут их идеалы и ценности. Этот проект оказался относительно удачным для Америки. Но это вовсе не значит, что этот же сценарий удастся реализовать в современной Европе.
-- Почему?
-- Европейцы также относятся к мигрантам из Азии и Африки снисходительно: работают на нас, ну и хорошо. Так оно и будет, пока это пришлое население составляет популяционное меньшинство. А когда их станет большинство, лет через 100 -- 200, и это большинство, если не появится новой гримасы демократии, станет большинством также и во французском или английском парламентах.
-- И чем это грозит белым людям -- потерей идентичности?
-- Идентичность нужно хранить, даже если это будет уже другая культура. Каждая национальная идентичность -- это общепланетарное культурное достояние. Но совсем иное -- унижать или уничтожать тех, кто имеет иную идентичность. Сегодняшние итальянцы -- это, конечно, не древние римляне в чистом виде, но и не варвары, которые разрушили Рим, -- это новая идентичность. Предлагая другим гетто и резервации, мы можем не заметить, как сами окажемся там же.
-- То есть мирного сосуществования белых с африканцами и арабами не получится? Первые будут поглощены вторыми или третьими?
-- Почему вы говорите о поглощении? Если вы выйдете замуж за поляка или финна, вы что -- поглощены Польшей или Финляндией? А если вы соберетесь замуж за пакистанца, вас поглотит Пакистан?
-- С трудом представляю себе последнее.
-- А если представить, что в вашей возрастной группе как раз "провал" в мужской популяции, а в ближайшем окружении -- одни нерусские?
-- Разве в Европе не приветствуют межнациональные браки, не демонстрируют принципы толерантности?
-- Очень снисходительно.
-- А как надо? Любить "взасос"?
-- Приведу мой диалог с одним американским коллегой, убежденным в своей американской сверхтолерантности. На вопрос, есть ли у него знакомые арабы, он ответил положительно. На вопрос, бывают ли они у него дома -- уже отрицательно. А на вопрос, как бы он отнесся к женитьбе сына на арабской девушке, он ответил: "Теоретически -- это возможно". Даже те, кто декларирует свою толерантность, не всегда в ней искренни. А эти иные люди это, безусловно, чувствуют.
-- В американских блокбакстерах оперируют категориями "свой-чужой".
-- Эти фильмы демонстрируют наш страх поглощения и наш страх небытия. Я немного поверну эту мысль. Ваш тезис имеет под собой неприятие совсем другого: человек смертен. А значит, смертны и конечны целые народы. Шумеров уже нет. И древних греков уже нет. Есть просто греки. Вся история человечества -- это череда исчезнувших цивилизаций.
-- Есть мнение, что русская нация вследствие своей истории и географического положения обладает особыми адаптационными свойствами. И, значит, сумеет переваривать влияния других культур?
-- Как русскому мне приятно так думать. Но я также знаю, что вера в свою исключительность есть у любого народа. Только не нужно ее культивировать, она и так есть, почти генетически.
-- То есть белая цивилизация обречена?
-- Морально тяжело это принять. Я тоже много об этом думал. И пока принял только одно: надо начинать относиться к другим так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам, когда мы станем меньшинством.
-- Может, все-таки белая раса встрепенется и начнет защищаться?
-- Это было бы убийственно.
-- Потому что нас мало?
-- Потому что даже в случае "победы" мы стали бы популяцией изгоев, презирающих и ненавидящих сами себя. Далеко не свежая идея. Попахивает гитлеризмом и мечтой об арийском мире. Белыми-то мы, может, и останемся, а вот останемся ли людьми?
| Марина Гончаренко |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003