ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 НЕ ВЫРУБИШЬ 
Петербургская Манон
чем героини Ксении Букши отличаются от героинь Андрея Ефремова
У меня для вас две литературные новости: хорошая и плохая. Или, если угодно, две книги, вышедшие одновременно в одном и том же издательстве. Причем обе написаны нашими земляками -- мужчиной и женщиной -- и, пусть и нечаянно, складываются в дилогию о любви... Или в тетралогию -- потому что в сборник "Искусство уводить чужих жен" Андрей Ефремов включил аж три повести, тогда как один-единственный роман Ксении Букши вышел под двойным названием "Манон или Жизнь".

Название романа украсила бы запятая перед "или" (а в ее отсутствие -- вопросительный знак после слова "жизнь" или хотя бы написание его со строчной), но молодому дарованию наверняка виднее. Меж тем Ксения Букша определенно молода и, по общему мнению, даровита.
Да и Андрей Ефремов наверняка не стар -- и вдобавок чрезвычайно талантлив. Это и есть хорошая новость.
Начну, однако, с романа Букши.
Западная Европа, наши дни. Крупная финансовая корпорация, занимающаяся сомнительными аферами. Во главе гениальный Харт. Его правую руку зовут Де Грие. Появляется юная стажерка Манон. Де Грие сбегает с ней в тот же день и отправляется в автомобильное путешествие.
На следующий день сбегает помощница Де Грие -- с репортером Риччи. У нее своя цель -- забеременеть от случайного партнера. А вечером кончает с собой от неразделенной любви еще и помощник Де Грие. В корпорации начинается паника, напряженный аудит проводит знаменитый Блумберг. По следу беглецов пускают погоню.
Роковым утром в кабинете Де Грие что-то произошло (Манон пошуровала в компьютере.) И без того сомнительные сделки выглядят теперь просто вопиюще.
Манон, с которой удрал Де Грие, на самом деле -- лже-Манон. Она белоруска, удравшая из подпольного публичного дома и генетически больная после Чернобыля. В конце концов она умирает.
Настоящая Манон подарила ей свои документы и тоже махнула по Европе автостопом. По дороге охмурила самого лучшего из агентов Блумберга.
Все влюбляются -- одни в Манон, другие -- в лже-Манон. Де Грие арестовывают по подозрению в убийстве, а затем передают финансовой разведке. Арестовывают и его помощницу, уже беременную...
Кто бы объяснил мне, почему персонажи аббата Прево в паузах между дозаправкой "Мерседесов" и "Саабов" и трогательно-детальными совокуплениями быкуют на рынке вторичных ценных бумаг? И почему спекулятивный перегрев корпоративного рынка отзывается повышением индивидуальной температуры как в сердце, так и в паху? Кто, как принято говорить в Сети, все эти люди? И чем они, кроме имен (да и то чужих), отличаются друг от друга?
Лет пять назад, в первый (и тогда безуспешный) визит юной писательницы в "Лимбус Пресс", выпустивший ныне обе книжки, я объяснил Ксении, что она, строго говоря, не прозу пишет, а в куклы играет. Персонажи ее книг (вышло их вроде бы уже шесть, а написаны и вовсе четырнадцать) схематичны до ходульности; их судьбы -- при всей своей алогичной прихотливости -- не вызывают поэтому ни малейшего эмоционального отклика. Издатель печатает; критик, пролистывая по диагонали, нахваливает слог; читатель игнорирует; неутомимая сочинительница рассаживает своих Барби и Кенов чуть иначе и отправляется в другое издательство. "Букша -- имя раскрученное!" -- решают там и засылают рукопись в набор.
Так -- высасывая из пальца -- писали в юности "Серапионовы братья"; потом Лев Лунц умер, а остальные "серапионы" благополучно переквалифицировались в управдомы -- и это их, в общем-то, выручило. Сегодня так можно писать только для фэндома -- но тогда уж с принцессами, арбалетами, амулетами и прочими звездолетами. Потому что ни сюжетной, ни психологической прозы на этих муляжно-драконьих яйцах не высидишь.
Трудно сказать, проигнорировала ли мое мнение Букша (хорошо бы так!) -- или учла его, но все равно ничего не смогла ни с собой, ни со своей творческой манерой поделать. Второй расклад был бы тяжелее, потому что слог у нее действительно неплохой, а вот путь определенно тупиковый. Или -- в фантастику, или -- с вещами на выход, или -- надо учиться писать по-другому. И делать это нужно, пока "раскрученное имя" не превратилось в жупел -- и для издателя, и для читателя.

Андрей Ефремов как раз тонко психологичен, весьма сюжетен -- и даже не чужд фантастики. Но он прирожденный рассказчик -- и ему есть что рассказать. И даже когда рассказывать вроде бы нечего, он делает это чрезвычайно вкусно.
Любопытно, что во всех трех повестях сборника сквозит образ Манон -- слабой и беззащитной, но сводящей с ума (и с пути истинного) и, соответственно, губящей сильных по-разному, но одинаково пасующих перед ней кавалеров. Но, в отличие от Букши, Ефремов умеет сделать так, чтобы читатель ее увидел и в нее поверил.
В первой повести -- "Любовь и доблесть Иоахима Тишбейна" -- ее зовут Агнией и она доводит до самоубийства начальника петербургского гарнизона оккупационных войск Объединенной Европы (дело, как читатель уже догадался, происходит в будущем). Иоахим -- воплощенный немецкий Ordnung (порядок); но порядок умеет по-суворовски бить число, а вовсе не красоту. Агния здесь не столько Россия, сколько душа (анима) нашего стоящего на болоте города; морок, испарение; но Манон всегда морок.
Во второй повести -- "Три пистолета" -- впервые занявшаяся бизнесом в день августовского путча 1991 года и на всю жизнь влюбившаяся в деньги (и в их "делание") восемнадцатилетняя Лилька постепенно приобщается к искусству, чередуя художников с музыкантами, но мертвой хваткой держа прикипевшего к ней крутого коммерса из числа бывших однокашников. Застрелить ее -- или, лучше, себя? Или смириться с тем, что все равно ничего не изменишь?.. И опять-таки перед нами петербургская анима.
Ну, а третья героиня -- Соня-Сонетка (из титульной повести "Искусство уводить чужих жен") -- превращает жизнь уже троих безусловно интеллигентных дядечек в умеренно кровавый балаган, бесконечно долго выбирая между мужем и любовником только затем, чтобы выбрать в конце концов друга семьи и уложить его в неостывшую койку, потому что те двое и так никуда от нее не денутся. Но и Соня (для пущей беззащитности имитирующая хромоту) -- это душа города, а ее выбор без выбора (он же выбор всех сразу) -- это тоже про нас с вами.
Андрей Ефремов пишет хорошо, но, пожалуй, не лучше, чем Ксения Букша. Вот только он знает, о чем, а главное, ради чего пишет. И пишет поэтому прозу, тогда как Букша всего-навсего играет в куклы. И в результате у него получается петербургская Манон, а у нее, увы, -- переименованная в Манон китайская Барби.
| Виктор Топоров |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 3
  от 05-02-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
Это просто праздник какой-то
  ВЛАСТЬ  
Вас потряс "Остров"?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Бес Яблока
Петропавловскую крепость отдадут Петербургу
В долгу не останется
Кто ответит за пустой базар
  ПЕРСПЕКТИВЫ  
Кто же нас построит, мы же памятник
  ПРОЦЕССЫ  
Возвращается все, кроме лучших вещей
  ТРУДНОСТИ  
Не читать мне больше интересных книжек
  ПУТЕШЕСТВИЯ  
Полет для небольшого бюджета
  ОПАСЕНИЯ  
Смотрю я на небо и думку гадаю
  КУЛЬТУРА  
Остров Петра и Павла
Жизнь есть сон
  ЛЮДИ  
А у него толчковая - левая
  СПОРТ  
Распорядитель танцев
Бей своих, чтобы чужие боялись
  НЕ ВЫРУБИШЬ!  
Семейная сага
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
CD
Выставки
Кино в прокате
К н и г и
Елена Ваенга: день рождения на четыре тысячи гостей
Перекайти-поле
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Из жизни воблы
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003