ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
 ТАК ЖЕ В РУБРИКЕ:
Безмолоточная технология
Главная культурная новость ушедшей недели -- снятие с торгов аукционного дома Сотбис коллекции русского ...
Далее
50 лет работы в петербургских органах
***
Далее
Три спектакля для двух прим и двух премьеров
Мариинский балет открыл сезон сразу тремя спектаклями. Очевидно, чтобы не сбавлять привычный темп гастрольных ...
Далее
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 КУЛЬТУРА 
Михалковская дюжина
стоит ли идти в кино на "12" Никиты Михалкова?
Мой двор -- типичный питерский колодец. И кого только в нем не встретишь. Охранник автостоянки, например, грузин. Дворники -- таджики. Еще есть целая диаспора не то чеченцев, не то дагестанцев. Летом у нас во дворе открывается филиал фонтана "Дружба народов". Женщины, торгующие на рынке, сортируют кинзу по пучкам, дети царапают автомобили своими велосипедами и мучают кошек. Короче говоря, все, как обычно.

Знакомые, узнав, в какой дом я переезжаю, долго меня отговаривали, а я обвиняла их в ксенофобии. Через три месяца мне стало казаться, что больно уж откровенно разглядывают меня южные подростки. Еще через полгода я перестала спокойно относиться к детям, которые до двух часов ночи не шли спать и горланили песни. И к тому же лаяли на мою собаку. Мне все время хотелось куда-то пожаловаться, но я себя удерживала. Потому что меня обвинили бы в неполиткорректности. В первую очередь я бы сама себя обвинила.
Однажды мы на кухне играли в карты, а дети во дворе что-то уж очень разошлись. У меня заболела голова, и я заныла. "По-моему, -- сказал мой муж, -- им надо толстым голосом сказать, чтоб они не орали". "Мне кажется, на них ничего уже не подействует", -- ответила я. "А ты попробуй", -- предложил он, и я попробовала. Дети замолчали, а спустя два дня даже решили узнать (очень вежливо), как зовут мою собаку. Видимо, чтобы лаять на нее уже адресно.
Считайте, что в этих трех абзацах я пересказала картину Никиты Михалкова "12". Судя по фильму, Никита Сергеевич тоже считает, что надо по-хорошему гаркнуть, чтобы все заткнулись и наступили благословенные мир и тишина.
Критики не устают сравнивать "12" Михалкова с "Двенадцатью разгневанными мужчинами" Сидни Люмета. И это понятно. Сюжет, в принципе, тот же. Михалков и не скрывал, что снимает ремейк. Только у Люмета -- арабский мальчик, а у нас -- "чечененок". И Люмет в 1957 году своей картиной предвосхищал ситуацию, которая сложилась в мире сейчас. А Михалков, посмотрев на нее и изнутри, и со стороны, предлагает решение. Больше нет и не может быть никаких параллелей между одним и другим фильмом.
Двенадцать взрослых мужчин в школьном спортзале (в здании суда идет ремонт) должны вынести приговор чеченскому подростку, обвиняемому в убийстве своего приемного русского отца. И даже нельзя сказать, что они -- злые. Нет, просто у каждого -- куча проблем, свои собственные скелеты в шкафу. Злой там только один (его играет Сергей Гармаш) -- он люто ненавидит понаехавших, заодно пинает старого еврея в цветистой "бабочке" (Валентин Гафт) за еврейские штучки и манеру отвечать вопросом на вопрос, откровенно презирает выпускника Гарварда (Юрий Стоянов), отказывается воспринимать всерьез артиста (Михаил Ефремов) и физика (Сергей Маковецкий). Последнего -- из-за того, что он и заварил эту кашу. Если б не физик -- артист бы успел на гастроли, пенсионер (Алексей Петренко) принимал бы свой валидол в комфортных условиях, все бы всюду успели, дело-то плевое. Но физик замутил разбор полетов. Потому что, видите ли, считал, что следствие было проведено "не чисто", приговор выносится стремительно, и что нельзя просто так невиновного человека запихивать за решетку.
Присяжные в михалковском фильме сами проводят следственный эксперимент, мастерски машут перед лицами друг друга орудием убийства -- "уникальным" ножом, рассказывают, как дошли до жизни такой, ну и так далее. Да, еще в процессе обсуждения директор кладбища с "ролексом" на запястье (Алексей Горбунов) пишет стихи 21-летней Юле "с вот такими дынями". Картина заседания российского суда присяжных кажется уж очень неприглядной. Если б не одно "но".
Фильм длится два часа тридцать три минуты. И вынести это тяжело физически. Михалков -- мастер, и эффект присутствия во всем этом бардаке возникает у зрителя (говорю за себя) моментально. "Но" заключается в том, что фильм длился бы еще дольше, если бы все присутствующие не принадлежали бы к одному социальному кругу. Они все -- классическая русская интеллигенция, даже забавно окающий и задыхающийся от эмоций пенсионер. Даже директор кладбища с этими идиотскими "дынями" и рифмами. Даже яростный "бомбила" Гармаш не способен произнести слово "жид" без внутреннего содрогания. Что уж говорить про самого Михалкова. Представившийся не то художником, не то русским офицером, он, кажется, помнит еще Колчака. Так что довольно быстро становится понятно, каким будет финал фильма.
Из-за этого есть чувство, что два часа тридцать минут ты смотришь на то, как в бочке топят щенка. Эту характеристику моя подруга изобрела для всех изнуряющих зрителя фильмов. Фильмов, когда этап моральных переживаний довольно быстро переходит к этапу переживаний физических. И он уже длится, кажется, вечность. Я ходила на дневной сеанс, так что народу было немного. Но попкорн все не заканчивался, мобильные телефоны все звонили, над определенными эпизодами ржали все, включая меня. Хотя смешного не было.
Играют все чудно -- и было бы странно, если б вышло иначе. Человек, который все это дело придумал и поставил, до конца фильма остается в кресле режиссера, и монолог он произносит, не вставая с этого кресла, -- седовласый, мужественный, иконописный. Он знает, как все должно быть и что нужно сделать для того, чтоб исправить тяжелую ситуацию. Он не размышляет, он навязывает. Он уже не в том положении, чтобы держаться со зрителем на дружеской ноге. Он тычет в лицо изувеченными трупами чеченских боевиков, прокручивает перед зрителем мутный сон о черной собаке, гордо несущей свою добычу. Он непременно "включает" все обаяние традиций и фольклора -- чеченский пацан танцует с ножом под одобрительные возгласы и аплодисменты боевиков. Один из них аккомпанирует на аккордеоне. А потом, под этот же аккордеон и шальные выстрелы вся эта орава куда-то уезжает из кадра. И, в принципе, все догадываются куда.
Я не хожу в голову к Михалкову, но мне кажется, ему очень хотелось сказать, что все -- не хорошие и не плохие. Все -- просто люди, со скелетами в шкафу, валидолом и еврейскими штучками. Что "не судите" относится ко всем. Но поскольку его собственный герой очевидно лучше и порядочнее всех, а, например, телепродюсер ему так и вовсе омерзителен, желаемое воплотить не удалось. Поэтому и фильм получился не хорошим и не плохим. Он получился таким, какие любят в Европе и Америке. Они ведь тоже не ходят к нам в головы, а итальянские фамилии в титрах обеспечивают заинтересованность и даже широкий прокат.
Да и в конце прошлой недели стало известно, что "12" поедут от России на "Оскара". И скорей всего, он попадет в пятерку финалистов. Это не безобидная и беззубая "9 рота". Это серьезно разозленный Михалков.
| Катя ЩЕРБАКОВА |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 33
  от 24-09-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  ВЛАСТЬ  
Вам страшно, когда начальник ругается?
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Наш ответ на квартирный вопрос
Последние из Эсперова
Прецедент спас жизнь
ЧП в "Крестах" - пожар в кустах
Суета вокруг Александровской колонны
Одна полоса и один перехватчик
  ЗВЕРИ  
Разведен и не очень опасен
  ТЕРРИТОРИЯ  
Спрос на снос
Снесенные ретро
Комментарий
  БИЗНЕС  
Право на малый выкуп
  КУЛЬТУРА  
Михалковская дюжина
Безмолоточная технология
Три спектакля для двух прим и двух премьеров
50 лет работы в петербургских органах
  СТРАХОВАНИЕ  
Весна на брошенной даче
  ЛЮДИ  
И спасибо не скажут
  СПОРТ  
Выиграли по Блатту
А после было слово
И вот нашли большое поле. Бельгийцы тут как тут
  НЕ ВЫРУБИШЬ  
Демисезонный детектив "Преемник"
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
DVD
Выставки
CD
Кино в прокате
Читали?
Манхэттен в "Родине"
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003