ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
 СВЕЖИЙ N
 АРХИВ
 ПОИСК
 О ЖУРНАЛЕ
 ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
 ПОДПИСКА
       
ГОРОДСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ:
01:42:51 11-08-2007
Новые телефоны редакции журнала "Город" - (812) 702-80-56, (812)717-22-88, (812) 717-24-88.
Новый адрес редакции: Санкт-Петербург, Невский пр., 132-16. ...
Читать
15:49:09 14-05-2007
Hа должность главы Контрольно-счетной палаты Петербурга претендуют четыре кандидата
Бюджетно-финансовый комитет (БФК) парламента Петербурга на заседании в понедельник включил в бюллетень для голосования на должность главы Контрольно-счетной палаты четыре кандидатуры. Как говорится ...
Читать
15:46:52 14-05-2007
Вчера в Петербурге открылся первый в России Польский дом
Как передает корреспондент "Интерфакса", в церемонии приняли участие супруги президентов РФ и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. Кроме того, в церемонии приняли участие губернатор Петербурга ...
Читать
15:52:44 22-03-2007
Псковские единороссы хотят делегировать в Совет Федерации Наталью Черкесову
Псковские единороссы намерены делегировать в Совет Федерации жену главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Наталью, которая в настоящее время возглавляет информационное агентство "Росбалт". Как пишет ...
Читать
18:36:39 15-03-2007
Оксана Дмитриева отказалась от мандата депутата ЗакСа
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая входила в первую тройку "Справедливой России" на выборах в петербургский ЗакС, написала в Горизбирком заявление о сложении мандата депутата ЗакСа. После ...
Читать
 
 
 ОХРАНА 
Вера Дементьева: "Пусть освобождают объект, если не могут его содержать ..."
В последние пятнадцать лет петербуржцы наблюдали, как на глазах ветшал и разрушался великий город. Недавно, кажется, наметился долгожданный перелом. Так ли это на самом деле? На вопросы журнала "Город" отвечает председатель комитета по государственному использованию, контролю и охране памятников (КГИОП) Вера Дементьева.

-- Сколько всего памятников в Санкт-Петербурге?
-- 7783, из них около трех с половиной тысяч -- федерального значения.
-- Иногда возникает ощущение, что Санкт-Петербург охвачен повсеместной реставрацией. Так ли это?
-- Если попытаться обозначить реставрационную активность на карте мира, то Санкт-Петербург, вероятно, занял бы первое место -- и по масштабам работ, и по объемам финансирования. Только в текущем году наш комитет проводит реставрационные работы на 420 объектах культурного наследия. Что же касается выделяемых на эти цели средств, то реставрационный бюджет Франции на 2007 год составил 270 миллионов евро. Наш город уже близок к подобной цифре, и суммы, отпущенные на реставрацию, постоянно растут.
-- За счет федерального или городского бюджета?
-- Федеральные деньги составляют около 40% бюджета и предназначаются в основном для финансирования крупных проектов -- таких, как Мариинский театр или Ораниенбаум. Остальные средства (не учитывая ресурсов инвесторов) поступают из фонда развития Петербурга и городского бюджета. Что касается последнего источника, то средства выделяются не только КГИОП, но и другими комитетами, большинство из которых располагается в исторических зданиях. Мы считаем, что сохранение культурного наследия -- не только наша задача, но и всех прочих структур петербургской власти. Данный подход демонстрирует свою эффективность на фоне упадка реставрационной деятельности в Европе. В той же Франции, где находится сорок тысяч памятников, объемы средств, выделяемых на подобные цели, уменьшились в два раза по сравнению с 2002 годом. На сегодняшний день задолженность бюджета Франции перед реставраторами составляет 180 миллионов евро, остановлены работы на 300 объектах. Они не законсервированы, а просто брошены -- это значит, что через несколько лет там надо будет начинать все сначала. Французская пресса характеризует ситуацию как гибельную. Поэтому интерес к Петербургу у европейских реставрационных фирм сейчас очень высок, их приход на отечественный рынок является неизбежным.
-- Вы полагаете, что наши реставраторы выдержат конкуренцию?
-- Ни о какой конкуренции речи не идет. Наши собственные силы уже на исходе, мы находимся на пределе кадровых возможностей. Прежде всего, в Петербурге острейшая нехватка проектных мощностей. Два имеющихся института -- "Спецпроектреставрация" и "Ленпроектреставрация" -- не справляются ни по срокам, ни по качеству.
-- Реставрационный бум застал Санкт-Петербург врасплох?
-- Иначе и быть не могло. В 90-е годы именно реставрационная отрасль была разорена первой, так как целиком существовала на государственные средства. Нет финансирования -- нет заказов, а нет заказов -- нет жизни. Оживление началось лишь к 300-летию Петербурга. И все же реставрация является грубым вмешательством, аналогичным хирургической операции в медицине. К подобному средству обращаются в крайнем случае, когда другие методы сохранения исчерпаны. Важно грамотно содержать памятники, должны эффективно применяться такие меры, как консервация.
-- Что вы подразумеваете под грамотным содержанием?
-- Надо вести постоянный мониторинг состояния объектов, что сейчас практически не осуществляется. Работа не может быть авральной -- ее надо осуществлять систематически, и в бюджет каждого года должны закладываться деньги на подобные цели. До и после зимы необходимо проводить работы по консервации, починке кровли, водостоков и отвесов, обращать внимание на уровень сырости, состояние фундаментов и подвалов. Из-за движения машин на фасадах все время появляются трещины, их требуется зашивать перед чисткой и помывкой, которые районные службы обязаны делать каждый год. Тяжелая ситуация сложилась с жилыми домами, где никто никогда не работал реставрационными методами. Здания подмазывали разрушавшим кладку цементом и подкрашивали синтетическими красками. Их состояние на сегодняшний день таково, что мы были вынуждены нарушить нашу программу "Фасады Санкт-Петербурга". Раньше мы ее вели сплошным уличным фронтом, а на 2008 год вне уличной системы взяли все аварийные объекты, которые больше не могут ждать.
-- Допустим, КГИОП проводит реставрацию, а изношенность инженерных сетей через год сводит результаты этой реставрации к нулю. Вы собираетесь контролировать подобные вопросы?
-- Состояние инженерных сетей -- всецело вопрос грамотной эксплуатации, т.е. это задача пользователя исторической недвижимости. Но и мы вынуждены заниматься сетями в тех случаях, когда ведется комплексная реставрация. Пользователи объектов культурного наследия -- жилых домов, ТСЖ и районные жилищные агентства пусть готовятся, потому что требовать будем строго. Кроме того, сейчас на первое место выходит аварийность балконов, лепного декора, который вот-вот начнет падать людям на головы.
-- Какие имеются программы помимо "Фасадов Санкт-Петербурга"?
-- Их несколько. Есть отдельная программа восстановления культовых зданий, есть программа по интерьерам, по металлодекору, много разных больших и малых подпрограмм, которыми мы стараемся охватить все виды реставрации. Поэтому сейчас развернули активную деятельность даже узкоспециализированные фирмы.
-- Петербуржцев тревожит возможность строительства в центре города зданий, подобных знаменитому центру "Пик" на Сенной. Актуально ли это до сих пор?
-- Такая опасность есть, и она сохранится, пока не будут разработаны Правила застройки Санкт-Петербурга -- крайне необходимый городу закон.
-- Будет ли что-то сделано, чтобы не допустить на улицы уродующую город "архитектуру"? Каковы права КГИОП в данной области?
-- Мы не можем принудить архитектора к строительству в том или ином стиле -- это его авторское право. Мы можем, например, признать здание не соответствующим окружающей городской среде по объемно-пространственной композиции и другим параметрам режимов зон охраны памятников. Можем заявить: у вас не те ритмические членения, не тот цвет. Стилистика фасадов должна быть корректной, уважительной по отношению к историческому наследию. И здесь начинаются конфликты органов охраны памятников с архитекторами.
-- Тем более что есть высотный регламент...
-- Да, есть высотный регламент, составляющий 48 метров. К сожалению, силы закона он не имеет. Это временный регламент, принятый постановлением правительства Петербурга в 2004 году, который должен действовать до разработки нового генплана и новых правил застройки. На протяжении всей истории формирования города, за исключением некоторых периодов и районов (таких, как Петроградская сторона), у нас держались жестких высотных параметров. Большинство проектов зданий, которые строились в историческом центре, утверждались лично императорами. И были наказания за самоуправство, да еще какие! Вплоть до того, что "дом разобрать, а хозяйку высечь".
-- Сейчас "дом разобрать" -- не в ваших полномочиях?
-- Таких полномочий в отношении объектов нового строительства у нас нет, но мы можем требовать привести проект в соответствие с ранее утвержденной документацией. Однако с 1 января 2007 года органы охраны памятников лишены права согласования объектов нового строительства в зонах охраны. Надеюсь, что в эту норму внесут изменения. Нам не привыкать, мы периодически то получаем права, то их у нас отбирают. Пока что существует договоренность КГИОП с КГА о том, что они будут запрашивать наше мнение.
-- А как быть с такими ситуациями, как вокруг дома Мурузи, -- когда по вине строителей разрушаются исторические здания? КГИОП настоял, чтобы все последствия ликвидировал заказчик за собственный счет, но, кажется, что этого мало. За такие вещи надо лишать права на строительство в историческом центре.
-- У нас выдают лицензии только на реставрационные работы, особых лицензий на право нового строительства в центре города нет. Ошибки строителей дорого обходятся горожанам. Это одна из причин, по которой КГИОП с большим опасением относится к сооружению подземных паркингов в центре города при всей очевидной и острой необходимости в них. Теоретически на площади Искусств можно сделать паркинг, но уже известно, во что превращаются на практике самые благие намерения. Есть блестящие конструкторы, они могут создать отличные конструктивные решения на бумаге, а потом появляется дурак с лопатой... Мы не протестуем, но требуем гарантировать сохранность окружающей застройки.
-- Недавно в нашем городе прошел беспрецедентный судебный процесс. Житель Петербурга, побывав в Шуваловском парке и увидев его безобразное состояние, обратился с иском, требуя к ответу и КГИОП, и пользователя за моральный ущерб.
-- Да, мы процесс выиграли, но этим отнюдь не гордимся. Александр Борисович Макаров поставил очень серьезный вопрос, касающийся не только Шуваловского парка, но и других пользователей. И в искренность его чувств я верю. Истец не прав по форме, но прав по существу. НИИ токов высокой частоты действительно довел парк до безобразного состояния. КГИОП возбудил пять исков о взыскании штрафов, четыре из них уже удовлетворены. НИИ ссылается на отсутствие финансирования из федерального бюджета, но возникает вопрос: запрашивали ли они это финансирование? Где их ответственность, ведь они подписывают охранное обязательство? Именно на этом основании государство им доверяет пользование объектом культурного наследия.
-- А почему КГИОП должно это волновать?
-- Мы обязаны заставить их выполнять обязательства -- либо пусть освобождают объект, если не могут его содержать. Сейчас мы обратились в прокуратуру и попросили рассмотреть вопрос на предмет возбуждения уголовного дела. Думаю, что таких пользователей надо выселять.
-- Правда ли то, что на башне Адмиралтейства появилась трещина, из-за которой знаменитая башня может обрушиться?
-- Выдумка журналистов. Трещина появилась десять лет назад. Обрушением башни она не грозит, но реставрацией заниматься все равно надо. Мы провели обследование, неоднократно ставили вопрос перед Министерством обороны и, собственно, давно бы уже начали работу, если бы не очередная особенность российского законодательства: все это время у города не было права принимать участие в финансировании работ на памятниках федерального значения. Теперь у города такое право появилось, правда, но мы можем всего лишь принимать участие в финансировании. К счастью, в каких долях -- не определено, так что если там будет хоть какая-то федеральная копейка, то остальные проблемы город решит. Деньги выделены, КГИОП передал Министерству обороны документацию, которая сейчас проходит экспертизу. Они провели тендер, и мы надеемся, что работы начнутся в этом году.
-- Что вы думаете по поводу такого спорного проекта, как сооружение катка на Дворцовой площади?
-- КГИОП пока не получил документацию. Если будут виды работ, сопряженные с угрозой для площади -- имею в виду и покрытие, и какие-либо иные работы, -- то, конечно, я сразу же поставлю в известность губернатора. Как правило, все всегда клянутся, что никакой угрозы не будет, но мы уже знаем, что любое мероприятие на Дворцовой площади никогда без последствий не обходится. Те же концерты являются бедствием для Эрмитажа. Я сама была свидетелем, как во время концерта на площади в залах Зимнего дворца из-за громкой музыки срабатывала сигнализация, ощущалась вибрация перекрытий. Так что у Михаила Пиотровского есть все основания волноваться.
-- Не совсем понятно, зачем устраивать концерты именно на Дворцовой площади?
-- В качестве аналога часто приводят Пьяцца Сан-Марко в Венеции. Но эта итальянская площадь изначально строилась для народных собраний и гуляний. Планировка пространства перед нашим Генеральным штабом совершенно иная -- сооружался парадный плац, по которому должны были маршировать войска. И, конечно же, нужен регламент Дворцовой площади, который вот уже лет двадцать пять все собираются написать. Впрочем, для меня более значим другой фактор: не что именно проводится на Дворцовой площади, а как...
| |
  ЧИТАЙТЕ в НОМЕРЕ 28
  от 20-08-2007
  В НОМЕРЕ  
Колонка редактора
  СООБРАЖЕНИЯ  
В городе Бреда и то меньше бреда
  ВЛАСТЬ  
А вас куда вербовали?
Письмо в "Город"
Письмо в "Город"
  СОБЫТИЯ  
Конкурсное производство
Лед не тронется, господа
ДТП -- дорожно-транспортное подорожание
Большая медведица
Искусство против звука
  НАПАСТИ  
Мы мирные люди, но наш скорый поезд стоит на опасном пути
Катастрофа после смены власти
  ТЕРРИТОРИЯ  
На сносях
  ПЕРЕМЕНЫ  
За путешествие на базар не отвечаем
Я на борт с собой беру видеокамеру
  МЕДИЦИНА  
Как стать беременной
Комментарий
  КИНО  
Галера для Мольера
  ЛЮДИ  
Слон ты мой упавший
  НЕ ВЫРУБИШЬ  
Тысячник и одна ночь
  СПОРТ  
Нужно искать не тип тренера, а персону
Нелегкая атлетика
О подвиге "Зенита", обыгравшем словацкий клуб на его поле
  В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ  
Выставки
DVD
Читали?
Кино в прокате
  ТВ-РЕЙТИНГ  
Гамлет в шоколаде
  В КОНЦЕ  
На этой неделе много лет назад
Погода на неделе

Copyright "ГОРОД" ©2002-2003